Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Архитектурные уродцы Москвы

Четыре самых некрасивых здания столицы

6606

В начале сентября в Лондоне определили очередного обладателя «Кубка Карбункула». Его в течение 10 последних лет традиционно вручают самым уродливым зданиям британской столицы. «А если бы подобная награда вручалась в Москве, — задались мы вопросом, — какие сооружения могли бы на нее претендовать?»

Безвкусное уродство или архитектура не для всех?

На берегах туманного Альбиона самым худшим архитектурным творением в 2016 году британским архитектурным еженедельником журналом Building Design (именно он с самого начала и раздает «Кубки Карбункула», антагониста престижной премии Стерлинга) было признано детище бюро BUJ Architects, элитный 31-этажный комплекс «Линкольн Плаза», месячная аренда однокомнатной квартиры в котором обходится в 1800 фунтов стерлингов (154,44 тысячи рублей по курсу на 18 сентября). Это грандиозное здание в стиле постмодерн с кинотеатром, конференц-залом и отелем главный редактор другого издания, Architectural Review, предварительно наградил весьма говорящим эпитетом — «живописная посредственная слизь».

В Москве, недалеко ушедшей от Лондона в списке самых дорогих мировых столиц, подобной премии за самые уродливые сооружения не вручается. Но если бы такая инициатива появилась, то, судя по мнениям, которыми активно делятся в соцсетях и на тематических форумах рядовые жители столицы и ее гости, недостатка в номинантах на звание главного «карбункула на лице» Первопрестольная в этом случае точно бы не испытывала. Вот лишь некоторые из них

№ 1. Памятник подземным парковкам

Так, по единодушному мнению обывателей, в числе первых претендентов на награду такого рода находится здание Военторга на Воздвиженке. Целых 90 лет бывший «Дом экономического общества офицеров» являл собой превосходный образчик архитектурного модерна с элементами ар-деко. Но в 2003 году, несмотря на активное сопротивление представителей архитектурного сообщества и деятелей культуры (Михаил Швыдкой, бывший в то время министром культуры, даже обращался с соответствующей телеграммой к Владимиру Путину), столичная мэрия во главе с Юрием Лужковым решила его перестроить.

Несмотря на то, что здание находилось на территории охранной зоны Кремля, в границах которой возможна исключительно регенерирующая деятельность, площадь нового Военторга была увеличена в несколько раз, а главный конструктивный элемент — угловая башня — сильно изменен. В результате, по мнению критиков и горожан, строение из памятника архитектуры превратилось в банальный торговый центр, ассоциирующийся не с летящими линиями и венским модерном, а с помпезной гробницей египетского фараона.

Примечательно, что в качестве весомых аргументов в защиту нового облика Военторга и сам экс-мэр Юрий Лужков, и бывший глава столичного Комплекса градостроительной политики Владимир Ресин приводили наличие большого количества подземных и наземных парковочных мест. Да и вообще, по мнению тогдашних чиновников, все получилось «очень симпатично», тем более что старое здание никакой художественной ценности не представляло и в список ЮНЕСКО не было включено.

№ 2. Храм науки в стиле КПСС

Вторым безусловным претендентом на гипотетическую столичную версию «Кубка Карбункула», похоже, является здание Фундаментальной библиотеки МГУ на Ломоносовском проспекте, распахнувшей свои двери для посетителей в 2005 году, в канун 250-летия самого университета. Практически сразу творение руководителя ФГУП «Институт общественных зданий» Глеба Цытовича (на минуточку, крупнейшую в Европе университетскую библиотеку, общая площадь которой достигает 55 тысяч квадратных метров) в народе окрестили «сундуком на ножках» и «табуреткой». Это помпезное сооружение, по мнению некоторых представителей архитектурного сообщества, с виду больше похоже не на храм знаний и науки, а на самый обычный обком КПСС махровых застойных времен. Подобные ассоциации у них вызывает прежде всего откровенно неудачная центральная башня комплекса, верхняя часть которой словно бы наваливается на нижнюю. Усиливает впечатление и обилие желтого керамогранита в сочетании с желтыми стеклами и бронзовыми элементами декора.

Интерьер еще больше подчеркивает это сходство: например, сочетать в одном помещении мраморные стены и дешевенькие подвесные потолки, говорят ценители стилистики, могли только советские нувориши, не имеющие никакого понятия об утонченности. У многих посетителей создается ощущение, что они попали на одну из станций столичного метрополитена сталинских времен, только многократно выросшую в размерах.

№ 3. Самый безвкусный «закос» под старину

Третий образчик архитектурной бездарности в пределах столицы — здание «Альфа Арбат Центра», возведенного в середине «нулевых» (2005 год) на Арбате. Возможно, по своим техническим характеристикам это был самый «продвинутый» и «интеллектуальный» на тот момент бизнес-центр, только вот место для реализации проекта «АРМО-Инжиниринг» было выбрано крайне неудачно — громадное здание практически перегородило вход на знаменитый Старый Арбат.

При этом «заточенное под старину» сооружение настолько не вписалось в окружающую городскую среду, что откровенной градостроительной ошибкой его фактически официально признали и главный на тот момент архитектор города Александр Кузьмин, и даже известный защитник пафосных и безвкусных новоделов столицы (см. выше — Авт.) Владимир Ресин. На этом основании «Альфа Арбат Центр», кстати, имеет полное право быть упомянутым первым в череде некрасивых московских домов. Но, по мнению некоторых молодых столичных архитекторов, он настолько плох, что даже в этом случае первого места недостоин.

№ 4. Гендерный признак с кастрюлей

Еще один «градостроительный нарыв» на лице Москвы локализовался на Космодамианской набережной. Здесь отличился гостиничный комплекс «Красные Холмы». Эта 170-метровая башня, которая бросается в глаза практически с любой смотровой площадки города, у одних людей вызывает устойчивые ассоциации с жертвенными пирамидами майя, другие видят в ней пародию на космическое оружие из фантастических фильмов 70-х годов прошлого века.

Но к таким аллегориям прибегают, как правило, люди с широким кругозором и высшим образованием. Граждане же, чей внутренний мир гораздо проще, благодаря тесному соседству башни с приземистым и округлым Домом музыки, предпочитают рассуждать о хрене с кастрюлей (при этом имея в виду отнюдь не кулинарию, а человеческую анатомию). Такого сравнения «Красные Холмы» удостоились благодаря венчающей башню «летающей тарелке» или «пиале». Знающие люди говорят, что из этого весьма спорного с точки зрения эстетики «навершия» открывается превосходный вид на столицу. Как тут не провести параллели с классиком французской литературы Ги де Мопассаном, который каждый день обедал в ресторане на Эйфелевой башне, утверждая, что здесь единственное место в городе, где эта «уродливая фабричная труба» не режет глаз.

Некоторые чиновники склонны объяснять архитектурный «провал» немудреного бетонно-стеклянного цилиндра, портящего виды Кремля, тем, что проектировка здания выполнялась до того, как в столице появился Центр визуально-ландшафтного анализа и градостроительного регламента. В ответ на это защитники исторического облика Москвы иронично недоумевают: как же без этого учреждения несколько веков назад строители умудрялись точно вписывать колокольни храмов в проекции улиц?

Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Михаил Федотов

Советник президента РФ по правам человека

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня