Не стоит спешить с утилизацией старого покоробившегося шкафа или прабабушкиного чемодана. Они вполне могут прослужить верой и правдой еще много лет, но, правда, в несколько ином качестве. В каком именно? Несколько ярких примеров — в нашем материале.
По утверждению россиянки Илоны Сергеевой, выпускнице МАРХИ, по воле случая сделавшей в Англии карьеру дизайнера, в Европе довольно много людей зациклено на проблеме повторного использования бытовых отходов и старых вещей. «Иногда, — рассказывает она, — доходит просто до смешного. Например, некоторые люди не выбрасывают сразу бумажные подложки от кексов, а аккуратно очищают от крошек и каждый раз, когда угощаются, скажем, фруктовым льдом на палочках, используют их в качестве своеобразных „поддонов“, чтобы не запачкать руки и одежду».
Несмотря на то, продолжает Илона, что эпоха аналоговых видеомагнитофонов давно миновала, кое-где в домах европейцев еще можно найти внушительные залежи кассет для них. Практичные западные товарищи вынимают из них всю «начинку», оклеивают разноцветной бумагой или окрашивают яркими красками, и пожалуйста — милая упаковка для подарка готова.
Не меньшую изобретательность в отношении старых вещей демонстрируют и состоятельные поклонники экстравагантно-винтажных интерьеров. В частности, в паре-тройке вполне солидных загородных домовладений на побережье Франции Сергеева лично наблюдала рукотворный каскадный водопад в искусственном водоеме, в основу которого был положен, а вернее — поставлен, пусть и старый, но все же самый настоящий концертный рояль. А однажды она даже натолкнулась на импровизированную барную стойку, выложенную из старых книг.
«Конечно, в России, где до сих пор, вопреки давлению „модных мировых тенденций“, многие граждане трепетно и с уважением относятся к книгам и музыкальным инструментам, такое вряд ли возможно встретить, — уверена отечественный специалист по интерьерам Надежда Агафонова. — По крайней мере, я нигде в стране ничего подобного не встречала». Возможно, потому, развивает она мысль, что на российских просторах полно других объектов для приложения «дизайнерской смекалки».
Например, ванны. Сегодня в моде, отмечает Агафонова, довольно легкие стальные и практически невесомые акриловые купальни. Старые же чугунные либо сдаются в металлолом, либо перекочевывают на дачные участки, нередко превращаясь в емкости для компоста. «А ведь из них могут получаться довольно удобные, и, что самое главное, практически вечные диваны, — констатирует дизайнер. — Стоит лишь немного поработать „болгаркой“, срезав один из боков, как вполне удобная и абсолютно нескрипучая садовая мебель с подлокотниками готова. Спать на такой, пожалуй, будет не очень удобно, но вот посидеть где-нибудь в укромном уголке сада под старой яблоней с любимой книгой в самый раз».
Правда, процесс превращения ванны в диван — трудоемкая и пыльная работа, на которую согласится далеко не каждый, признает Агафонова. А вот идея сделать из пары сломанных стульев приличную садовую скамейку по достоинству оценит всякий любой, даже не слишком «рукастый», дачник. «Тем более, — говорит дизайнер, — там и делать-то особо сложного ничего не нужно. Достаточно лишь с помощью металлических уголков скрепить спинки между собой двумя не слишком длинными, чтобы не провисали под тяжестью садящихся, брусками и настелить сверху толстую фанеру или OSB-листы. Ну, и покрыть для долговечности лаком или краской».
Неплохим плацдармом для полета фантазии является и старый платяной шкаф, по которому, на первый взгляд, давно плачет мусорная площадка.
Во-первых, по мнению как надежды Агафоновой, так и других дизайнеров интерьера, их фигурные двери (особенно если речь идет о старых изделиях времен СССР), если их зачистить наждачной бумагой и залакировать, превращаются в прекрасные рамы-основания для настенных или даже напольных, если дополнить тыльную сторону соответствующей подставкой, зеркал.
Во-вторых, отпиленная от основного «тела» шкафа его антресольная часть при несложной доработке становится вполне достойной обувницей. Достаточно лишь снабдить ее внутренней полкой (если наличие таковой конструкция не подразумевала изначально), небольшими ножками (для этого, в частности, вполне сгодится пара отрезков бруска-«четверки») да немного поработать над внешним видом: оклеить виниловой пленкой, например, или обтянуть дерматином.
«А уж если в вашем чулане завалялся старый добрый библиотечный шкаф для хранения картотек, — рассуждает Надежда Агафонова, — то можете себя поздравить, у вас под рукой превосходный бар, в котором каждой ценной бутылке предназначается отдельный ящичек».
Еще одним кладезем идей для «продвинутых» дизайнеров являются знакомые каждому взрослому россиянину клеенчатые «бабушкины» чемоданы.
Если приделать к ним ножки от разборных табуретов, то из них получатся неплохие прикроватные тумбочки. Возможно, кому-то они покажутся не слишком уж элегантными, но зато наличие крышки гарантирует, что ночью с поверхности точно ничего не упадет.
Флегматичным поклонникам строгого учета такой чемодан тоже могут сослужить неплохую службу. Стоит только вшить внутрь матерчатый органайзер, и из ненужного хлама он сразу превратится в надежно защищенный от внешних воздействий футляр для хранения ценных архивных бумаг и раритетных фотографий.
Когда речь заходит об очень уж громоздких чемоданах с усиленным каркасом, мастера эпатажных интерьеров обычно приходят в восторг и наперебой начинают рассуждать о том, какие неповторимо оригинальные пуфы из них получаются, стоит лишь снабдить крышку поролоновой подушкой в чехле.
При желании чемодан в неугомонных дизайнерских руках быстро и легко превращается в оригинальный настенный шкафчик для хранения средств личной гигиены или лекарств. Фиксаторы-защелки, которые можно закрыть на ключ, станут надежным препятствием для любопытного маленького ребенка. Для пущего удобства на «дверцу» такого шкафчика снаружи или изнутри можно прикрепить небольшое зеркало.