Как на Западе решается вопрос с наведением чистоты в домах и квартирах? О ценах, объемах работ и сложностях взаимодействия с наемными уборщицами рассказывают наши соотечественницы, вышедшие замуж за иностранцев.
Как это делают в Евросоюзе
«К сожалению, у меня пока нет своего дома, — рассказывает проживающая в предместье Парижа Нелли Гидо, — но моему будущему мужу на протяжении пяти лет наводит порядок в квартире молодая уроженка Украины. В ее обязанности входит уборка комнат и глажка белья. Поскольку домработница нанималась по рекомендации, то никакого специального контроля над ней он не установил. Она приходит на квартиру два раза в неделю на два часа, причем не в строго определенные дни, а тогда, когда ей удобно. У нее есть свой комплект ключей, а если хозяин в это время отсутствовал, то плату за труд он просто оставлял в определенном месте».
Кстати, что репутация домработниц родом из бывших советских республик и России во Франции вообще довольно высока. «У меня и нескольких моих знакомых парижанок, — говорит Татьяна Бровко, — в последнее время наводят чистоту в доме русские девчонки. Иногда даже просим пожить в доме на время отъезда, а по возвращении находим его в идеальном порядке. Однажды нам даже искусственную орхидею добросовестно полили. А до этого несколько лет мы пользовались услугами алжирок и полячек. Так вот, наши убираются на порядок быстрее и качественней. Правда, при этом они задают слишком много вопросов не по делу, а еще пытаются учить жизни».
Что касается оплаты труда приглашенной прислуги, то во Франции, уточняет жительница Лиона Алена Банич, стоимость часа уборки варьируется в диапазоне от 10 до 15 евро. Но это если платить работнице на руки без договора. Если же все оформлять официально, по контракту, то выйдет в два раза дороже. Но зато в конце года из общей суммы подлежащих уплате налогов вычитают 50% от потраченных на клининг денег. «Грубо говоря, — поясняет Алена, — если вам нужно заплатить налогов на 1000 евро, а уборщице по контракту за это же время вы заплатили 200, то с вас возьмут всего 900 евро налогов».
Если через фирму нанимать уборщицу в Бельгии, часть оплаты также возвращается назад, но уже после оплаты налогов и на следующий год. Позволить себе такой наем могут, в принципе, все работающие люди. Но вот найти в этой стране толковых домработников, по мнению Регины Эйстрах, задача не из легких.
«Я могу сказать по собственному опыту, — делится она впечатлениями, — что местные товарищи слишком ленивы. Не то, чтобы работают из-под палки, но после бельгийских уборщиц приходится убираться еще раз — это факт. Если моют пол, то углами и дверными проемами пренебрегают. Во время работы курят, а пепельницы после себя не чистят. И это еще радоваться надо, что бросают окурки туда, а ведь могут и прямо в цветочный горшок. Понятно, что в эту профессию идут не самые интеллигентные слои населения, но чтобы сломать ж в двух местах элементарную гладильную доску, это еще умудриться надо».
За свои услуги, уточняет Регина, бельгийки берут 9 евро в час. Но при этом нанимателю необходимо выполнить ряд условий. Во-первых, в жару обеспечить работнице комфортный температурный режим в помещении. Во-вторых, нельзя предлагать уборщице моющие средства на основе хлора (так как они могут испортить рабочую одежду). В-третьих, при мойке окон домработницы должны находиться исключительно на полу, на подставки и лестницы они не встают ни при каких условиях, поскольку не застрахованы фирмой".
Также нередко пренебрегают своими обязанностями и клинеры Великобритании. «Мой муж, — говорит Алина Мезенцева, — принципиально не доверяет уроженкам других стран и потратил кучу времени на то, чтобы в агентстве по подбору персонала найти именно коренную англичанку. Ну что могу сказать, меньше чем за год работы девушка более десяти раз отпрашивалась у нас якобы на похороны родственника, а на следующий день после этого неоднократно звонила и говорила, что прийти не может, так как заболела. Но надо отдать ей должное, когда она не „на похоронах“, то убирается, в общем-то, вполне добросовестно».
Как это делают в Латинской Америке
Совсем другой расклад с наемными уборщиками получается по ту сторону Атлантического океана.
Например, в Доминиканской Республике разовый визит домработницы обойдется владельцам жилья в 50−100 песо (11−22 доллара в пересчете на американскую валюту). За эти деньги она потратит на наведение порядка 3−4 часа. Если принимать ее на постоянную работу, то ежемесячно придется платить уже от 250 до 400 долларов. Плюс еще оплата транспорта и обеда (еще примерно долларов 150).
«Конечно, — констатирует перебравшаяся туда десяток лет назад Влада Пономарева, — можно нанять уборщицу с проживанием, тогда транспортные расходы ей компенсировать не надо. Но тогда придется ее кормить завтраками и ужинами».
Минусы доминиканских уборщиц, по ее словам, те же, что и в соседней Коста-Рике:
— Даже если они постоянно выполняют одни и те же операции, то им все равно каждый день нужно объяснять, что от них требуется сегодня. При этом нередко приходится буквально «стоять над душой», потому что без постоянных указаний они делают все не так. А если их оставить одних, обязательно еще что-нибудь своруют или как минимум попытаются это сделать. Правда, по большей части все ограничивается утаиванием губок-салфеток и отливанием моющих средств.
В Бразилии, по словам Александры Филипповой, услуги домработниц раньше, лет 10 назад, были очень доступны. Но сейчас изменились законы, подключились профсоюзы, так что приходится лишний раз думать — а не обойтись ли своими силами?
Сейчас, развивает мысль Александра, типовой контракт с уборщицей обойдется нанимателю в 350−500 американских долларов. Дополнительно ему придется заплатить налоги за работницу в социальный пенсионный фонд, а также раскошелиться на «тринадцатую зарплату», отпускные, больничные листы и сверхурочные работы.
Как это делают в Африке
— Домработницы, — говорит живущая в Тунисе Светлана Евстратова, — это вообще отдельный «прикол». Я жила в разных странах, но чтобы настолько безалаберно можно было убираться, представить не могла. Моя семья арендует двухэтажный дом на 250 «квадратов». В нем 3 санузла, 3 спальни, гостиная, кухня, столовая. Первая местная «уборщица» в наше отсутствие спокойно пользовалась нашей ванной в свое удовольствие, а наши личные средства гигиены как-то подозрительно быстро заканчивались. Мало того, она еще и курила в туалетах, а когда поймали ее на этом, как говорится, с поличным, яростно доказывала, что это не она. Однажды, когда я уехала по делам в Россию, вообще взялась соблазнять моего мужа, расхаживая по дому практически без одежды. Как выяснилось потом, у местных женщин идея-фикс выйти замуж за иностранца. Уволили, взяли другую. Приходит 3 раза в неделю, но ни о каком качестве уборки речи не идет. Стекла всегда в мыльных разводах в разводах оставляет, в санузлах потоп устраивает, посуду постоянно бьет, во время глажки белье то и дело сжигает. Пытались учить — как об стенку горох.
Но более квалифицированных кадров тут не найдешь, констатирует Светлана, лишний раз и на улицу-то бывает выйти страшно. Так что остается только мириться с таким положением дел.
В ЮАР ситуация схожая. «Сами юарцы, — рассказывает Ольга Павленко, — в то время как безработица здесь составляет процентов 40, любят говорить о том, что они создают рабочие места. Частные жилые дома здесь большие, с садом и бассейном, поэтому у местных домовладельцев норма иметь в штате не только уборщицу, но еще и садовника с чистильщиком бассейна, благо уровень оплаты труда их из-за тяжелой экономической ситуации соответствующий. Но этим государство не ограничивается. Например, на парковках супермаркетов стоят специальные «хранители машин», чья задача — присматривать за конкретным авто на время стоянки, даже прикрывать его от солнца. Еще они обязаны довезти тележку с продуктами и погрузить сумки в багажник, а за это им надо «дать на чай».
Вместо заключения
Многие наши соотечественницы, в полном соответствии с русским менталитетом, предпочитают «не выносить сор из избы» и наводят чистоту в доме исключительно своими силами. Такую позицию они занимают по вполне понятной каждому россиянину причине.
«Мне, например, становится дурно, как только я представлю, что в моих вещах будет рыться кто-то посторонний, — поясняет, в частности, живущая в Австрии Наталья Штерн. — Поэтому я все-все делаю сама, несмотря на то, что много работаю. Правда, заставила мужа разориться на роботов: окномоя, поломоя и пылесоса. Роботизированной газонокосилки только не хватает для полного счастья, но я над этим работаю».
Мужей, кстати, россиянки за рубежом по привычке заставляют заниматься садовыми участками и выполнять ремонтные работы различной сложности. Кстати, тому, насколько иностранцы способны дать фору нашим «рукастым Петровичам», «СП» планирует посвятить один из ближайших материалов.