
Власти Москвы заявили, что более 60% столичных многоэтажек слишком сильно отапливаются. Такой вывод они сделали на основании большого количества открытых окон в домах. Могут ли жители каким-то образом эффективно бороться с перетопами жилья и в какие затраты это в конечном счете выльется?
В Москве есть довольно большое количество ТСЖ, которые упорно судятся с МОЭК по вопросам избыточной поставки коммунальных ресурсов в жилые дома, в том числе как раз и тепла, отмечает исполни тельный директор НП «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева.
— Некоторым из них мы оказывали помощь. Например, была у нас одна школа, у которой в договоре с тепловиками присутствовал пункт, где говорилось о том, что если у потребителя прибор учета ломается, то они будут рассчитываться с поставщиками тепла по методике, в любое время приравнивающей температуру воздуха за окном к значению в 30 градусов ниже нуля. Естественно, однажды счетчик вышел из строя, пункт вступил в действие, и тогда школа была вынуждена оплачивать счета в сотни тысяч рублей. Руководство быстро сообразило, что они сделали что-то не то, и подали в суд. Разбирательство было долгим, но поскольку эта схема расчетов однозначно была прописана в договоре, то, к сожалению, ничего особо сделать не удалось.
Вспомнила я об этом случае и так подробно его описала для того, чтобы показать — есть среди нас героические люди, которые, скажем, имея на руках графики наружных температур, с которым наши системы отопления, кстати говоря, должны каким-то образом коррелировать, прикладывают его к искам и идут в суд, где говорят о том, что у них имели место быть перетопы, что им поставили лишние гигокалории и так далее. Все это, конечно, безумно сложно, и гораздо проще, на самом деле, жить, когда в доме стоит прибор учета этого самого тепла с функцией учета погодных условий, фактически отдельный теплопункт, который автоматически регулирует подачу тепла в квартиры в зависимости от температуры за окном.
Соответственно, продолжает развивать мысль Светлана Разворотнева, в таком аппарате имеется возможность дистанционного считывания и передачи объемов поставленного ресурса. При необходимости полученные таким образом показания спокойно принимаются в суде, так что доказать факт той же перепоставки тепла довольно легко.
«СП»: — А теперь позвольте, как рядовому собственнику жилья, меркантильно поинтересоваться, сколько же стоит подобная система, насколько она в принципе эффективна и окупится ли она вообще?
— Стоит она порядка одного миллиона рублей. Что касается эффективности, то она позволяет сократить количество потребляемого тепла до трех раз. В этом мы лично убедились во время визита в Новый Уренгой, где одно товарищество собственников жилья установило подобный прибор. В итоге за зимний сезон экономия вышла весьма и весьма ощутимой. При этом не могу не привести пример другого ТСЖ, которое предпочло иной, мучительный, путь, а именно — пересмотр самой методики исчисления платежей через Федеральную антимонопольную службу. Но, повторюсь, все гораздо легче, когда есть возможность все эти поставки просто автоматически регулировать.
«СП»: — Тогда ответьте вот на какой вопрос — а насколько сложно подобный прибор вмонтировать в инженерный контур многоэтажного дома? И как быть жильцам тех домов, в которых нет технической возможности для этого?
— Что касается первого вопроса, то подобную систему встроить можно везде, где встает любой другой счетчик. Дома, в которых это невозможно по каким-то техническим причинам, у нас есть. Но там тоже можно что-нибудь придумать. Попробовать поставить, например, какой-то старинный счетчик, чтобы, в крайнем случае, хоть поступивший объем ресурса замерять. Но вообще в вопросе со счетчиками есть и более серьезная проблема, которая лежит в другой плоскости.
«СП»: — И в чем она заключается?
— Смотрите, по жилищному Кодексу подобные счетчики являются общедомовой собственностью, то есть их владельцами являются сами жители. Но вот, предположим, в Москве все перевернуто с ног на голову. Есть дома, где такие приборы монтировались силами МОЭК, а фактическими собственниками являются точно не сами жильцы многоэтажек, а, по-моему, если мне не изменяет память, расчетные кассовые центры. И в этом случае граждан до процесса снятия показаний приборов учета попросту не допускают. Мне лично представители отдельных ТСЖ рассказывали, что сплошь и рядом эти установленные счетчики не работают, а начисления производятся по нормативам. И из-за того, что в столице имеют место быть такие нарушения законодательства, людям очень сложно, необычайно сложно, добиться правды.
«СП»: — Давайте попробуем представить гипотетическую ситуацию. В описанных условиях тепловики, по аналогии с инициативой Роспотребнадзора и Минстроя о понижении температуры горячей воды, решат — а давайте-ка понизим температуру теплоносителя в сетях и таким образом сэкономим себе средства. Насколько этот сценарий выглядит реальным?
— Вы знаете, мне лично это кажется маловероятным. Потому что тепловики, наоборот, заинтересованы в том, чтобы продать как можно тепловой энергии на сторону. Посмотрите, стоит только начаться каким-нибудь энергоэффективным предприятиям, как представители этой отрасли сразу же начинают жаловаться на то, что у них снижаются объемы продаж и падает выручка. Кстати, стоит отметить вот какой факт: производство тепла в России вполне себе коммерчески выгодная отрасль. В отличие, скажем, от сферы водоснабжения, где тарифы очень низкие и большинство водоканалы страны едва сводят, как говорится, концы с концами, находясь на грани банкротства. Тем временем «тепло» живет припеваючи, и чем больше его потребляют, тем лучше оно себя чувствует.
«СП»: — Тогда, получается, им выгоднее просто саботировать установки всяких разных приборов учета.
— Правильно. Они, собственно, этим сейчас и занимаются на самом деле.
«СП»: — Можете привести примеры?
— Смотрите, сейчас, согласно действующему законодательству, именно теплоснабжающие компании должны устанавливать приборы учета. Понятно, что они должны пройти определенную процедуру, провести собрание собственников жилья, согласовать с ними типы приборов, затраты по их установке и так далее. Но, тем не менее делать это все они, повторюсь, обязаны по закону. При этом на данный момент где-то половина домов у нас такими приборами учета не оснащена. Причины, конечно, для этого имелись разные, но в том числе так произошло и потому, что тепловикам эти приборы не выгодны.
«СП»: — Интересно. Вот, например, гражданин, не желающий устанавливать счетчики, когда его обязывает к этому закон, у нас подвергается всяческим санкциям и штрафам. А в отношении ресурсоснабжающих компаний в этом случае работает что-то подобное? Какие-нибудь карательные санкции за нарушение законодательства к ним применяются?
— Нет, к сожалению, никаких. Мы, кстати говоря, предлагали нечто подобное в рамках обсуждения экспертного совета при Правительстве, даже не раз направляли в Минстрой предложение внести в административный Кодекс норму, согласно которой в случае расчета платы не по прибору учета, если он установлен, ввести какие-то санкции. Но, увы, внятного ответа на это предложение мы так до сих пор и не дождались.