Не обанкротится ли крупнейший застройщик региона?
Аккурат накануне переназначения нового-старого правительства Министерство строительства и ЖКХ озвучило три новых законодательных инициативы. Одна из них выдержана, так сказать, в классическом чиновничьем ключе — обязать россиян поголовно установить в своих жилищах «умных счетчиков» учета ресурсов с дистанционной передачей данных к июлю 2019 года. А вот две других, пожалуй, выбиваются из этой канвы: министерство предлагает внедрить для россиян так называемы «тарифные планы по выбору» для оплаты коммунальных услуг, а также возложить обязательства по установке, замене и обслуживанию приборов учета на ресурсоснабжащие организации.
«СП» попробовала выяснить у экспертов перспективную судьбу этих предложений. И в первую очередь задалась вопросом — а удастся ли в реальности возложить на ресурсников такие затраты и не обернется ли это в итоге очередным внеплановым увеличением ли тарифов?
— В принудительном порядке, — уверил корреспондента эксперт по вопросам управления многоквартирными домами, юрист Дмитрий Бурняшев, — такой переход будет затруднительным по множеству причин. Одна из них- это отсутствие в действующих тарифах на коммунальные услуги- затрат ресурсоснабжающих организаций по установке приборов учета, тем более индивидуальных. Исключение, составляет ситуация, когда ресурсники устанавливают общедомовой прибор учета, но в дальнейшем выставляют счет на оплату управляющим организациям. Соответственно, если в тарифе данные затраты не заложены, то при принятии закона встанет вопрос о финансировании таких нововведений. В любом случае, все эти нововведения лягут на плечи собственников, если конечно не будет значительных вложений на реализацию законов со стороны бюджета, что в свою очередь, также будет говорить о тратах денег налогоплательщиков, в том числе и собственников.
Не обанкротится ли крупнейший застройщик региона?
«СП»: — То есть вероятность того, что россиян в конечном итоге действительно обяжут на самом деле за свой счет устанавливать «умные» счетчики, велика?
— Сегодня мы переживаем не лучшие времена как для инициатив, ориентированных на обедневшее за последние годы население, так и для инициатив, реализуемых за счет средств государственного бюджета в условиях его нацеленности на экономию, — отмечает руководитель Центра экономической политики и бизнеса, эксперт по вопросам коррупции, доктор экономических наук Елена Румянцева. — Стоимость работ пока не озвучена, но если эти инициативы признаны правительством самыми значимыми для развития ЖКХ, то, на мой взгляд, под них целесообразно было бы сделать специальный информационный ресурс открытых данных правительства и по объемам работ, и по ценам, и по всем сравнительным оценкам. Чтобы у общества было понимание — данный крупномасштабный проект лучший из всех альтернатив, и он достаточно глубоко проработан. Что чувствуют люди, когда в их жизнь вторгается какое-то нововведение? Во-первых, есть реакция на отторжение любых нововведений, потому что инициируются не населением, а властью, скомпрометировавшей себя коррупцией и желанием с помощью административных решений заработать на населении. Во-вторых, есть реальная борьба с нововведениями, которые не продуманы по существу. Я считаю, все инициативы по замене тарифов и счетчиков должны разъясняться с позиции соблюдения норм права и реализации принципов социального государства. Если счетчики ранее принудительным образом устанавливались на 15−20 лет, то более ранняя их замена должна осуществляться за счет тех, кто инициирует их установку. И никак не иначе (если это не приведет к удорожанию потребления ресурса — из-за дороговизны счетчика, из-за усложнения расчетов и прочее).
«СП»: — Защитники инициативы «умных счетчиков» утверждают, что приборы позволят пресекать обманы со стороны населения по занижению платежей и предотвращать воровство ресурсов. С этой точки зрения перекладывание затрат по их установке на «провинившееся» население выглядит вполне логичным.
— Но существует ведь и другая практика, когда тарифы незаконно завышаются. Проверить их очень трудно, а многим гражданам, в силу недостатка их квалификации, вообще недоступно. Я полагаю, что неэтично в продвижении каких-то инициатив по смене счетчиков и внедрению новых технологий так односторонне обвинять граждан, потому что никакие данные с опорой на документы не приводятся, хотя единичные случаи нередко обсуждаются. В то же время в прессе ЖКХ много лет находится в центре внимания как сфера, связанная с коррупцией и коммерческим мошенничеством, обманами населения — и в расчетах, и в качестве поставляемых ресурсов. Я полагаю, что тема создания заслона для крупномасштабных нарушений, хищений в этой сфере не менее актуальна, чем борьба с отдельными недобросовестными гражданами. Важно и в этом вопросе отражать наиболее главные, существенные проблемы во всей их полноте.
«СП»: — А как же будут поступать с жителями тех домов, где установка приборов учета невозможна по техническим причинам?
— Решениями НТК Госстандарта России по метрологии и измерительной технике от 1 июня 1999 года и от 12 сентября 2000 года было предписано не принимать к учету счетчики электрической энергии класса точности 2.0 и меньше, а уже установленные счетчики менять по прошествии межповерочного интервала, — вспоминает Дмитрий Бурняшев. — Так до сих пор многие собственники пользуются старыми счетчиками, хотя их надо было заменить не позднее 2013 года. Ну а по домам, где отсутствует техническая возможность установки счетчиков, то и сейчас в таком жилье необходимо наличие обследования на предмет установления наличия или отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего квартирного или коллективного общедомового приборов учета. Порядок регламентирован Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и Приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 года № 627. Так что даже при внедрении «умных счетчиков» ситуация в таких домах и квартирах не поменяется по объективным причинам.
«СП»: — Нет ли здесь коррупционной составляющей? Не готовится ли таким образом рынок под конкретного производителя?
— Сама по себе инициатива-то правильная, так как устраняет затраты на «визуальное снятие показателей», инспекторы не будут ходить по домам и сверять данные счетчиков. Но, во-первых, кто будет определять «умность» этих счетчиков, по каким критериям, техническим параметрам? — задается вопросом разработчик счетчиков для электромониторинга smart-MAC Владимир Павлов. — Здесь есть немало технических и административных вопросов. Даже если есть инициатива, которая сама по себе, повторюсь, не плоха, то, допускаю, тут же найдется «готовое» решение от завода, который принадлежит чьему-то родственнику, а чье-то предложение почему-то выиграет в тендере как самое прогрессивное.
«СП»: — А кто и как будет отслеживать исполнение этого закона в случае его принятия? Особенно если учесть, что закон о повышении энергоэффективности был принят 6 лет назад, а до сих пор так толком и не исполняется?
— Скорее всего, — предполагает Дмитрий Бурняшев, — обяжут управляющие организации реализовывать и контролировать процесс установки «умных счетчиков», поскольку на них проще всего повесить такие обязанности, да и при осуществлении деятельности они ближе к народу, поэтому возможностей больше у них. И, при желании, на управляющие организации проще воздействовать, чем на конкретных собственников. В сфере ЖКХ, уже устоялось правило «презумпции виновности», поэтому, возможно, в нереализации законодательных нововведений будут виноваты управляющие.
«СП»: — Кстати, не является ли инициатива о внедрении так называемых «тарифных планов» очередной попыткой еще больше «замутить» и без того запутанную ситуацию с начислением платежей за ЖКУ? Жизнеспособна ли вообще эта система? И как она будет реализовываться на практике в условиях прямых договоров об оплате?
— Действующее законодательство в сфере ЖКХ в существующем виде не предполагает реализацию подобных идей. Теоретически, конечно, реализовать систему возможно, только вот сначала необходимо реализовать сами прямые договоры, а это также под большим вопросов. Однако если это и будет сделано в некоторых домах, то лишь после установки «умных счетчиков».
— Но если граждан заставлять ставить то, в чем должен быть заинтересован поставщик услуги, то вполне может быть, что инициатива просто сойдет на нет, — добавляет Владимир Павлов. — А, кроме того, установка приборов учета в домохозяйствах сама по себе — только вершина айсберга. Это же не просто счетчик, а техническое решение, со своей инфраструктурой на стороне энергосбытовой компании. Тут и программное обеспечение для работы всей системы, сервера, хранение данных, биллинговая система для формирования счетов. Готовы ли будут региональные диспетчерские компании операторов электросетей (в рамках ЕЭС России) изменить свою инфраструктуру для этого? Так что раздать людям «умные счетчики» — это еще даже не полдела. Для граждан в этом решении должна быть предусмотрена возможность сбора данных от таких счетчиков ими самими. Таким образом будет обоюдный контроль объемов услуги уже с двух сторон, а пользователи получат подробную статистику своего потребления и смогут воспользоваться инструментами для анализа и оптимизации потребления энергоресурсов. Если «умные счетчики от государства» будут обеспечивать выгрузку данных пользователя, то вот тогда, если граждане будут понимать, что эта инициатива выгодна не только государству, но также и им как потребителям, тогда эта инициатива не встретит сопротивления.
— Проблема тарифов теснейшим образом связана, с одной стороны, с учетом реалий глубочайшей социальной дифференциации с разной платежеспособностью населения и существенно разных условиях проживания граждан, а, с другой стороны, с теми технологиями, которые закладываются в новые системы исчисления тарифов, — констатирует Елена Румянцева. — Например, с городского населения берут существенные средства за отопление, но топят иногда так жарко, что невозможно дышать в своей квартире, и люди начинают уменьшать нагревание батарей или вообще их отключать. Процедура экономии на отоплении в зависимости от температуры прогрева батарей не отработана, и ее и не планируется пока никак внедрять в этих новых инициативах. А у жителей реальные проблемы весной и осенью — когда отопление отключают и включают рано, или, наоборот, поздно. Населению было бы важно экономить на отоплении, возможно, при внедрении других более современных технологий, но эту сферу экономии инициативы не охватывают. То есть мы обсуждаем не весь комплекс услуг ЖКХ, а только их фрагмент, а надо бы все услуги ЖКХ связать и с изменениями трат населения, и с внедрением более современных энергосберегающих технологий, проработав все технологии поставок ресурсов в ЖКХ, а не только их часть.
И почему бездействует ФАС, видя явный произвол нефтяных монополий
«СП»: — Все эти инициативы были анонсированы Минстроем еще при Михаиле Мене. Какая судьба ожидает их при новом министре Владимире Якушеве? Не стоит ли россиянам ждать от него каких-либо каверзных сюрпризов?
— В советские времена лучшими считались директора заводов, прошедшие от рабочего вверх по всей служебной лестнице и знающие жизнь завода изнутри. И такой же подход соблюдался в отношении высших руководителей уровня управления отраслью. Сегодня же главный принцип кадровых назначений — их взаимозаменяемость, возможность работать на любом направлении, без выраженной специализации. То есть главными в современной кадровой политике управления отраслями признаются иные профессиональные компетенции, которые не принято открыто комментировать. Например, Владимир Якушев имеет два высших образования — по специальностям «правоведение» и «финансы и кредит». Виталий Мутко воспринимается пока больше как спортсмен, хотя он и приобрел рабочую специальность «моторист», а также дважды получал заочно высшее образование — инженерное и юридическое, защитив кандидатскую диссертацию по экономике. Но, конечно, инициативы должны связываться с конкретными людьми, которые их инициируют, чтобы было легче ориентироваться в их истории и качестве. У нас в России, наверно, поэтому так мало инициатив внедряется, что, по сути, нет давно адекватного механизма взаимодействия между «низами» и «верхами», чтобы «низы» инициировали и получали за это достойное вознаграждение при этом, а «верхи» проводили эти инициативы в жизнь. А у нас, к сожалению, распространилась коррупционная традиция — чужие идеи выдавать за свои (отсюда так много плагиаторов — недобросовестных ученых — с незаслуженной, по сути, ученой степенью на высокооплачиваемых должностях), а людей не из власти и ее окружения, их инициирующих, затаптывать в безызвестность, бесправие и нищету. Это уже нравственный аспект коррупционной составляющей и объяснение того, почему мы так долго живем без нормальных инициатив.
Новости ЖКХ: Подмосковье грозит утопить столицу в ее мусоре