«Моей Москвы больше нет, есть когалымский улус». Этим многозначительным синглом Константина Кинчева в числе прочих музыкальных композиций открылся митинг «Народ против строительного произвола!», прошедший в Москве 23 декабря возле метро «Улица 1905 года» на площади у памятника Героям революции. Это мероприятие, несмотря на не самую лучшую погоду, собрало более 2000 человек. Протестующие, среди которых были представители не только Левого Фронта, КПРФ и Революционной рабочей партии (РРП), но и партии «Яблоко», а также экологических общественных объединений (в число которых вошло даже «Поморье не помойка» из Архангельской области, где в авральном порядке строится громаднейший полигон для приема московского мусора), были символично одеты в желтые жилеты, аналогичные небезызвестным парижским.
Координатор Левого Фронта Сергей Удальцов подчеркнул, что выйти на улицу жителей столицы заставило то, что незадолго до выборов мэра города действующий градоначальник Сергей Собянин (начавший, кстати, свою чиновничью карьеру в Когалыме — ред.) обещал прекратить точечную застройку, не допустить вырубки парков и скверов, предотвратить наглое поведение строительных компаний, не проводить реновацию вопреки желанию жителей, однако слов своих не сдержал.
— Как только прошли выборы, — отметил перед началом мероприятия Сергей Удальцов, — в десятках московских районов возобновились с новой силой конфликты жителей и строительных компаний, когда людей держат на осадном положении. Лезут во дворы с точечной застройкой, рубят парки-скверы под коммерческие проекты. Под видом реновации вынуждают людей выезжать из своих крепких домов в неизвестно какого качества дома, которые сейчас строят с нарушением всех норм и правил. Разве это нормальная ситуация?
Ответ на этот вопрос в ходе митинга нашелся сам собой. «ПИК, вон из Кунцево», «Лобненская 13, ПИК уничтожил 8 га лесопарка, 8 га чистого воздуха. В качестве компенсации жителям выделены кладбища», «Жители Свиблово против точечной застройки», «ТПУ убьет Коломенское», «Долой китайские небоскребы! Раменки против!» — транспаранты протестующих наглядно говорили о том, что никогда прежде, даже при Юрии Лужкове, в Москве не творился такой откровенный беспредел. «Никогда строительная мафия, „крышуемая“ нынешними столичными властями, не доходила до такого оголтелого бандитизма», — утверждали митингующие.
— Я считаю, что господин Собянин подрывает основы государственного правового устройства, — привел примеры подобного беспредела муниципальный депутат Денис Шендерович. — Статья 35 Конституции гласит, что никто не может быть лишен своего имущества кроме как по решению суда. Но все мы помним, как по всей Москве было снесено более сотни палаток со словами «нельзя прикрываться бумажками о собственности». Это был первый прецедент. Второй — сейчас в седьмом квартале Кунцево была изъята придомовая территория у четырех ЖСК на улице Академика Павлова. Просто так, по решению Департамента городского имущества, это подчиненные Сергея Семеновича. Они взяли и решили — нет, ребята, у вас придомовой территории теперь, мы отдаем ее ПИКу. Который там сейчас роет котлованы, будет строить дом. Дальше 47−48 кварталы Кунцево. 37 малоэтажных домов, с зеленью, хороших, крепких, по распоряжению Сергея Семеновича точно так же было решено снести. Я подчеркну, Жилищный кодекс, федеральный закон, говорит о том, что только собственники могут решать вопросы реконструкции дома и вопросы использования земельного участка. А они провели собрание, большинством голосов решив, что они против сноса и реконструкции. Тем не менее Сергей Семенович решил, что ему федеральный закон не писан.
В кулуарных разговорах митингующие москвичи сочли еще одним проявлением беспредела и «строительного бандитизма» случившееся накануне задержание генерального директора ООО «Городская реконструкция пятиэтажек» Валерия Чернышова (недавно избранного заместителем председателя комитета по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Торгово-промышленной палаты РФ), а также соучредителя компании Максима Бойко. В официальную версию обвинения (обоим вменяется статья 159 ч.4 УК РФ — мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере, либо повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение) никто не поверил. «Просто Чернышов доказывал, как говорится, словом и делом, что „хрущевку“ вполне реально превратить в отличное современное жилье путем надстройки и пристройки в пределах прилегаемого земельного участка, — сошлись во мнении многие собравшиеся. — У мэрии же идея фикс — все посносить, а землю отобрать. Естественно, при таком раскладе „ГРП“ — как кость поперек горла чиновников, которые уже, наверное, на годы вперед откаты продумали. Ведь уже есть идея обкатать реновацию в Москве, а потом бахнуть ее на всю Россию, где каждый четвертый дом — пятиэтажка. А тут люди наглядно показывают, как сделать жилье красивым и современным, не ломая его. Вот, поди, и пытаются его „закрыть“, чтобы не мешал, как говорится, серьезным пацанам деньгу делать».
— Наши Измайловские бараки, оказывается, по бумагам были расселены уже как минимум дважды, — рассказала корреспонденту «СП» член рабочей группы по реновации при Госдуме Юлия Аверина. — Об этом в начале нулевых свидетельствовал известный адвокат Ольшанский, работавший на тот момент помощником у Галины Хованской. Порывшись в архивах, он сказал, что первый раз квартиры якобы были выделены еще в 1991 году, когда все общежития передавались на баланс муниципалитета. А второй раз — в 1997 году, когда дома при помощи экспертиз были признаны ветхими и непригодными для проживания. Однако судя по большому количеству адресов, имеющихся сейчас у Измайловских бараков, мы с правозащитниками полагаем, что их «бумажное» переселение проводилось аж 7 раз! И в этой связи в квартирах нельзя было ни супруга прописать, ни новорожденного зарегистрировать со всеми вытекающими отсюда последствиями. Требуя расселения непригодных для жизни Измайловских бараков, я прошла, пожалуй, кабинеты всех чиновников. Пять раз я встречалась с Собяниным, и никогда он ничего не обещал. Только в ходе предпоследней встречи он сказал — вашим вопросом будет заниматься Марат Хуснуллин. Но дело в том, что Хуснуллин не ставит резолюции на документах по расселению, это компетенция исключительно мэра. Он единственный, кто может решить наш вопрос. Естественно, дальше обещаний Хуснуллина о встрече дело не пошло. А в ходе последней встречи с Собяниным, когда я в очередной раз передала пакет документов с ответами прокуратуры и техническими заключениями о непригодности Измайловских бараков для жизни, он только лишь улыбнулся.
По сути дела, в Москве сейчас идет градостроительный террор против жителей города, подытожил кунцевский активист Иван Рожков. И происходит это потому, что руководители мегаполиса, по его словам, преследуют единственную цель — личное обогащение, отбирая имущество, земли, квартиры, дома у бедных слоев населения в пользу олигархов.
— Если это будет продолжаться, — предупредил он, — социальная напряженность в городе будет расти и в нем сложится революционная ситуация. Мы не хотим революции, не хотим бунтов, но объективно ситуация движется в этом направлении.
— Наше кунцевское народное восстание пока мирное, — поддержал товарища кунцевский активист Алексей Соболев. — Меня спросили, почему я хожу в военной форме. Я сказал — потому что власти Москвы объявили нам гражданскую войну… Пока наш протест мирный, он не разлит в бутылки и не полетел им в башку… Пусть убираются из нашего города! Это наш город, наша земля, наша страна, наши правила!
Что же делать в ситуации, когда какой-нибудь ПИК, «Донстрой» или Capital Group придет в каждый двор, сквер, парк и начнет сносить Дома культуры, задалась вопросом представитель общественного движения МосСовет и Левого Фронта Анастасия Удальцова.
— Только солидарность, только совместные действия, — резюмировала она. — Давайте напряжемся и покажем московской власти, кто здесь хозяин. Первое — мы должны остановить еще не начатые строительства и провести их ревизию. Все строительство должно вестись с соблюдением закона и интересов москвичей. Второе — публичные слушания должны перестать быть фикцией и профанацией. Мы на местах должны решать, как нам лучше. Я знаю, что люди жалуются на низкое качество жилья, на то, что им урезают метры и взамен предлагают мизерные компенсации. Третье, на мой взгляд, самое главное — надо добиться создания комиссии при правительстве Москвы, которая будет включать в себя не только чиновников, но и представителей инициативных групп каждого района, где имеются проблемные точки.
Такая комиссия, напомнила Анастасия Удальцова, функционировала при Юрии Лужкове. Она была создана благодаря работе Моссовета, и тогда ей удалось остановить несколько десятков случаев точечной застройки.
По итогам митинга его участниками была принята резолюция, в которой основными требованиями, помимо прочего, стали:
1. Провести с участием представителей общественности комплексную экспертизу законности основных градостроительных решений (нормативных и ненормативных актов, инвестиционных контрактов на строительство и реконструкцию), принятых городскими властями за последнее время. На этот период ввести мораторий на начало новых коммерческих строительных проектов. По итогам экспертизы отменить признанные незаконными действующие решения с наказанием (административным и уголовным) причастных к их принятию лиц, включая девелоперов.
2. Ликвидировать градостроительно-земельную комиссию (ГЗК), которая присвоила себе основные функции по градостроительной политике, работает в закрытом режиме без учета мнения рядовых жителей, большинство решений штампует без обсуждения. Вместо этого создать при правительстве Москвы общественно-государственные комиссии: градостроительную, экологическую, гаражную, по ремонту зданий, по переработке твердых отходов. Каждая такая комиссия должна формироваться из госчиновников, а также экспертов, делегированных партиями и общественными объединениями.
3. Правительству Москвы при участии представителей общественности провести аудит работы всех управляющих компаний в Москве. При выявлении фактов нарушения законодательства (включая проведение фиктивных собраний собственников помещений и подделку протоколов общих собраний, некачественное ведение работ по капитальному/текущему ремонту домов) обращаться в Мосжилинспекцию и прокуратуру Москвы для принятия мер реагирования, вплоть до лишения данных управляющих организаций права работать в Москве.
4. Полностью исполнить обязательства государства по проведению в соответствии с нормами эксплуатации капитального ремонта жилых домов в Москве, построенных до 1991 года. Капитальный ремонт остальных многоквартирных домов финансировать путем предоставления собственникам помещений беспроцентного государственного кредита, с погашением после принятия работ.
Только вот, похоже, столичная власть, равно как и федеральная, не ищет легких путей. И ситуация все больше и больше напоминает сцену из известного голливудского кинофильма, где один герой в простой одежде спрашивает: «Дай нам свой ответ — ты выбираешь мир или войну?», а другой, с короной на голове, отвечает: «Я выбираю войну».
Иначе как объяснить тот факт, что президент России Владимир Путин еще месяц назад поручил правительству до 1 марта 2019 года подготовить предложения, предусматривающие переход в градостроительной политике крупных городов от генерального плана к документу, определяющему стратегические направления развития города? Кроме того, кабмину также поручено предусмотреть «упрощение процедур внесения изменений в правила землепользования и застройки в целях размещения объектов федерального значения, регионального значения, местного значения, при условии соблюдения положений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека». Речь идет и о необходимости предоставить возможность «осуществлять проектные и изыскательские работы без предварительного оформления прав на сформированный и поставленный на кадастровый учет земельный участок с параллельным оформлением земельно-имущественных отношений».
И чего будут стоит тогда публичные слушания? Кому будут нужны мнения жителей? Все это как-то слишком уж нехорошо говорит о том, что ради спасения доходов гигантского стройкомплекса, поделенного между олигархами и чиновниками, власть не остановится абсолютно ни перед чем.
Проблемы московской недвижимости: Хуже «хрущевки» могут быть только дома под реновацию