Как известно, в мае 2018 года президент Владимир Путин подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития на период до 2024 года». В этом документе он, в частности, поставил задачу нарастить строительство жилья до 120 миллионов квадратных метров в год.
Но в декабре 2018 года глава Минстроя Владимир Якушев на заседании президиума общественного совета ведомства заявил, что этот показатель сомнителен, поскольку стройкомплекс уже сейчас отстает от заложенных результатов. По его словам, 120 миллионов квадратных метров — «под знаком вопроса», поэтому Минстрой будет настаивать, чтобы показатели в паспорте нацпроекта были изменены в соответствии с реальной рыночной ситуацией. Однако примечательно, что уже 12 февраля нынешнего года, по итогам президиума Госсовета, чиновник подчеркнул, что задачу по строительству по 120 миллионов квадратных метров в год никто не отменяет.
Примечательно, что в этот же самый день, проводя заседание в Татарстане, Владимир Путин заявил: «В этом году началась программа, которая охватит жилой фонд, пришедший в негодность с 1 января 2012 года по 1 января 2017 года. Наша задача — расселять аварийное жилье, причем в больших объемах, чем оно образуется, то есть свыше двух миллионов квадратных метров в год. И на такой уровень мы обязаны выйти не позднее 2023 года».
Учитывая, что президент в очередной раз озвучил задачу-прорыв, «СП» поинтересовалась у экспертов рынка недвижимости, насколько выполнимо в сложившихся условиях это президентское обещание.
— У нас политическая воля руководителя страны значит очень много, — отметила декан факультета экономики недвижимости Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Елена Иванкина. — И если он сказал, что нужно строить, полагаю, что сейчас и Минэконоразвития, и Министерство строительства, и администрации крупных регионов и городов думают над тем, каким образом выполнить это указание. Ведь государство не будет вкладываться в строительство, это все равно будет делать частный бизнес. Государство предоставляет только земельный участок бесплатно, правда, это уже 30−40% стоимости объекта. Надо шире использовать государственно-частное партнерство. Весь комплекс этих мероприятий даст возможность не меньше, чем за 5 лет, нарастить объемы строительства. Но для этого надо очень много работать.
Тогда возникает следующий вопрос: а за счет чего могут быть достигнуты такие объемы, если с 1 июля прогнозируется торможение первичного рынка из-за новых правил привлечения денег дольщиков?
— Как правило, федеральные и региональные власти приобретают на рынке жилье для переселения граждан из разваливающихся домов, — подчеркивает генеральный директор Level Group Кирилл Игнахин. — За все годы выполнения программы расселения 51% всего жилья было приобретено у застройщиков. Построено государством (или в рамках госзаказа) 35% жилья. По данным официального портала реформы ЖКХ, с 2014 по 2017 годы ежегодно расселялось 2,5−3 миллиона квадратных метров жилья. В масштабах страны это не столь значительный объем средств, всего около 185 миллиардов рублей, даже если государство будет приобретать новое жилье для переселенцев по рыночной цене. Это в 2,5 раза меньше расходов Москвы на ЖКХ. Поэтому я полагаю, что государство действительно может повысить темпы расселения аварийного жилья путем перераспределения бюджетных расходов.
— Впрочем, нужно понимать, — уточняет коммерческий директор Tekta Group Наталья Козлова, — что новые дома — это «дорогое удовольствие», особенно для региональных властей. Поэтому ставка будет сделана на сравнительно актуальные вторичные дома. Впрочем, это коренным образом не решит проблему старения жилого фонда, а лишь отсрочит ее на 10−20 лет.
Но даже если представить, что государство станет именно закупать, а не строить жилье для расселения аварийных домов, не плохо было бы выяснить — а остались ли в России компании, умеющие строить много и быстро? Ведь супрезастройщиков, которые были в состоянии достаточно оперативно выдавать на-гора внушительные объемы недвижимости, СУ-155 и Urban Group, на рынке уже нет.
— В России, безусловно, есть эффективные застройщики, — уверена Наталья Козлова. — Однако их силы сконцентрированы на наиболее рентабельных региональных рынках, а аварийное жилье — это проблема глубинки, куда интересы девелоперов, как правило, не простираются.
Однако, по некоторым данным, порядка 30% застройщиков могут, что называется, «не вписаться в рынок» после 1 июля, так как банки откажутся их кредитовать. И такие компании, полагает управляющий партнер компании «Метриум», участник партнерской сети CBRE Мария Литинецкая, с радостью станут подрядчиками строительства социального жилья за государственный счет. Причем безальтернативное положение даже сделает их сговорчивее при заключении контрактов с не очень богатыми регионами.
У самого же государства, уточняет Наталья Козлова, за некоторыми исключениями вроде столичного КП УГС, осталось немного технических ресурсов, чтобы строить самостоятельно, поскольку строительные управления давно приватизированы и стали частью коммерческих компаний. Соответственно, единственным вариантом работы остается госзаказ, а также покупка строящихся или готовых домов.
Однако такой сценарий расселения пока не выглядит легкореализуемым. В свежей аналитической записке Счетной палаты отмечается самый низкий уровень исполнения расходов федерального бюджета за последние 10 лет (95,5%). Объем неисполненных бюджетных ассигнований в 2018 году, по данным ведомства, составил 785,8 миллиардов рублей и увеличился по сравнению с 2017 годом в 1,3 раза. При этом в 1,5 раза увеличились остатки бюджетных ассигнований федерального бюджета, подлежащие использованию в очередном финансовом году на те же цели. На низком уровне (менее 90%) исполнены расходы по 10 госпрограммам, причем ситуация по девяти из по сравнению с 2017 годом ухудшилась.
Пожалуй, с такими темпами работы государственного сектора россиянам не остается ничего другого, кроме как попросить жителей столичных «Измайловских бараков» (которые столичные власти упорно не желают расселять ни по какой программе) провести всероссийский мастер-класс по выживанию в разваливающихся на глазах домах.
Новости недвижимости: Врачи не смогли госпитализировать обманутого дольщика, который голодает с 13 февраля
Проблемы недвижимости: Россияне могут навсегда забыть о доступном жилье