Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Федеральная «гаражная амнистия» столичным властям не указ

Ради дефицитной городской земли автомобилистам Москвы отказывают в законных правах

2427
Материал комментируют:

В свое время владельцам построенных до 1 января 2012 года гаражей было официально обещано, что в течение 2019 года будет принят закон о гаражной амнистии, благодаря которому процесс регистрации гаражей будет, наконец, упрощен. И вот, наконец, с 1 января 2019 года вступили в законную силу соответствующие изменения в законе о государственной регистрации недвижимости.

Предполагается, что благодаря нововведениям многие застарелые проблемы регистрации прав собственности на уже возведенный гараж будут решены. Ранее это было очень проблематично из-за сложной правовой обстановки и в условиях заинтересованности городских властей в принудительном административном изъятии дефицитных городских территорий по основаниям отказа в оформлении законно построенных гаражей.

На этом фоне вызывает интерес тот факт, что московскими властями в период с 1994 по 2010 годы ставилась задача достижения установленного Генеральным планом развития города Москвы семидесятипроцентного показателя обеспеченности населения гаражами-стоянками (который в 2005 году составлял 38% в среднем по Москве). Между тем, в условиях установления в России федеральными властями упрощенного порядка регистрации гаражей (а по факту — борьбы с коррупцией при их регистрации на местном уровне) буквально за две недели до вступления в законную силу вышеуказанных изменений в законе о государственной регистрации недвижимости, правительство Москвы приняло решение о сносе гаражей, как раз попадающих под эту долгожданную «гаражную амнистию».

Читайте также
Национальной идеей россиян стало желание пережить эту власть Василий Мельниченко о том, как россияне зря ждали от Путина отмены пенсионной реформы и других обманутых надеждах

Речь идет, в частности, о столичной территории по адресу район Северное Измайлово, квартал 48, 11-я Парковая улица, владение 45, где еще с 60-х годов прошлого века располагается более тысячи машиномест вступивших в кооператив москвичей.

«СП» поинтересовалась у эксперта, почему властями Москвы было принято такое решение, ведь они никак не могли не знать об уже согласованном и готовом вот-вот вступить в силу изменении федерального законодательства в части регистрации прав на давно построенные гаражи?

— По сути, из-за несуразностей, направленных на извлечение максимальных для недобросовестных государственных и муниципальных служащих благ в созданной для граждан «мутной водичке» произвола и коррупции, а не по вине граждан современные городские структуры в Москве и других населенных пунктах России не оформляли гаражи так, как это положено, — отмечает руководитель Центра экономической политики и бизнеса, эксперт по вопросам коррупции Елена Румянцева. — Целью ставилось высвобождение этих земель для своих нужд, нередко связанных, во многом, с развитием аффилированных с властью коммерсантов. Ситуация по гаражам типична в современном городском управлении и прослеживается также на примере предоставления субсидий из бюджета города Москвы ЖСК и ТСЖ на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома. Когда из-за таких же проблем, связанных с неграмотным законодательством и его неправильной трактовкой конкретными представителями органов исполнительной власти городские субсидии, о которых сегодня вообще местные органы власти скрывают информацию, чтобы их не предоставлять никому, все-таки предоставлялись до 2014 года. Однако с помощью придуманных схем они снимались, а жителям многоквартирных домов, соответственно, деньги не поступали.

«СП»: — Можете привести пример?

— Как минимум в одном ТСЖ прошли по данному поводу суды. ГКУ города Москва «Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ЗАО» не просто сняло дом с городской субсидии, а потребовало с его жителей вернуть 3 миллиона рублей из-за того, что ТСЖ взимал, получая субсидию, еще и взносы «на управленческие расходы» в размере 3 рублей с квадратного метра. К июлю 2018 года суды всех инстанций, включая Верховный суд, пришли к выводу, что получение ТСЖ платежей по статье «управленческие расходы» не влияет на его право на получение субсидии, поскольку указанные платежи не увеличивают ставку планово-нормативного расхода и имеют иную природу, чем платежи по статье «содержание жилья» как по основаниям установления платежа, так и по их назначению.

Но если бы ГКУ не подало на ТСЖ в суд с желанием вернуть субсидию на основе абсолютной несуразной, кем-то придуманной бюрократической зацепки, то никто бы и не узнал, что предписания жилищных инспекций в Москве по снятию с ЖСК и ТСЖ городских субсидий неправомерны и, очевидно, должны быть пересмотрены (возможно, при компетентном участии органов прокуратуры). Как и о том, что домам выплата субсидий должна быть не только возобновлена, но и компенсирована за предыдущие годы. Не хотелось бы, чтобы такая же история происходила бы и с гаражами, занимающими городские земли, по сути, на законных основаниях.

«СП»: — Что вы имеете в виду?

— Законные права гаражных кооперативов, намеченных сегодня московской властью под снос, никем, к сожалению, не обсуждаются, но и не сводятся исключительно к процедуре регистрации права собственности на гаражи. Когда действующие органы городской исполнительной власти перераспределяют занятые гаражами городские территории с помощью ими же созданных механизмов негативного администрирования, по сути, есть вопрос противодействия законодательным инициативам Госдумы по снижению коррупции и административного произвола на уровне муниципального управления, а не раскрытие данной проблемы с «нуля». Поэтому стоит обсуждать не только эти вкрапления в нормы права, а и вообще исполнение городскими властями норм федерального законодательства на местах, соблюдение ими не только федеральных законов в области регистрации ими же законных прав гаражных кооперативов, но и в целом гарантий государственных органов в отношении пользования ранее построенными гаражами.

В частности, обсуждаемое решение Президиума правительства Москвы не должно нарушать пункт 4 статьи 218, статьи 222 и 234 ГК РФ, а также пункт 3 статьи 17 и статью 35 Конституции РФ, противоречить социальным целям деятельности государства на всех уровнях. Земля для размещения гаражей на 11-й Парковой выделялась в бессрочное пользование Исполкомом района. Она не захватывалась, гаражи полностью соответствуют требованиям МГСН 1.01−99 и МГСН 5.01−01. Поэтому земля должна быть передана в бессрочное пользование гаражам, а не отнята у них. Или все машины должны быть бесплатно переведены в новый паркинг, построенный на том же месте.

Данный московский район, как и все другие, не должен состоять из одних неприглядных бетонных домов эконом-класса, а городская власть обязана своими решениями обеспечивать соблюдение всех действующих градостроительных нормативов, включая норматив обеспечения гаражами-стоянками, которых должно становиться больше, а не меньше, вследствие деятельности самих властей. Иначе район, и без того отсталый, пробочный и криминальный, станет худшим не только по столичным параметрам, но и по меркам уже беднейших африканских государств.

Власть, нередко наделяемая сегодня и в России вообще, и в Москве в частности завышенными полномочиями, не должна свои интересы противопоставлять интересам тысяч коренных жителей, разрушать многолетний опыт строительства за свои деньги жилых домов и гаражей.

Такими решениями и создаются парадоксы современной действительности, когда МЧС предлагают автовладельцам на время сильного ветра отгонять свои машины в гаражи, которые отбираются властями. И куда чисто физически поставить 1000 автомашин, если мест на временных паковочных местах уже давно нет, а сносы гаражей не компенсируются предоставлением мест в новых крытых и охраняемых паркингах?

«СП»: — Что предпринимают жители и есть ли у них хоть какой-то шанс отстоять свои права?

— К сожалению, коррупцией уже давно отработан механизм, когда с помощью подставного письменного заявления какого-нибудь одного недобросовестного товарища или небольшой группы лиц инициируются коррупциогенные решения, основанные на обмане граждан в связи с отъемом у них каких-либо материальных благ. Чтобы избежать применения такой схемы в отношении конкретных людей был инициирован сбор подписей и аргументов, почему на самом деле люди против сноса гаражей в этом районе.

И за короткий срок стало ясно, что уже сейчас как минимум 1000 человек из тех, кого непосредственно затрагивает решение о сносе, против такого развития событий. Причем у этой территории есть история ее захвата частными инвесторами, основанная, как жители полагают, как раз на использовании технологий их обмана.

«СП»: — Какие же аргументы они приводят в защиту своей позиции?

— Например, что в районе нет других мест, куда бы машины можно было бы перевести. Что многие из членов гаражных кооперативов — пенсионеры, а есть еще и инвалиды, а также малообеспеченные семьи с детьми. Все они из-за низких доходов не смогут уже приобрести для своих семей или для себя лично ни новый гараж, ни новый автомобиль. Стоимость гаража составляет сегодня минимум 600 тысяч рублей, или 3−4 годовые пенсии одного пенсионера.

Таким образом, как можно наблюдать, жители Москвы как бы понуждаются к обеспечению доходов аффилированных с властью узкой группы заинтересованных лиц, поскольку других мест для безопасного хранения автомобилей больше нет и не будет создано, пожалуй, уже никогда, когда все и без того застроено и чрезмерно уплотнено. Кроме того, в районе существуют высокие риски кражи автомобилей и их порчи, например, из-за высоких рисков падения огромного количества сухостойных деревьев в периоды сильных ветров при размещении автомобилей на временных общественных парковках. Эти места, к слову, по нормам права вообще не предназначены для круглосуточного хранения авто, что не мешает зарабатывать на этом эксплуатантам платных парковок в условиях ликвидации властями крытых автостоянок, построенных ранее и функционирующих на вполне законных основаниях.

Читайте также
«Единая Россия» к новым выборам отсекает оппозицию Партия власти отрабатывает варианты безнаказанной фальсификации

Многие семьи, использующие гаражи для безопасного хранения своих неиспользуемых по сезонным причинам авто, понуждаются к тому, что должны будут ежедневно выбегать на улицу и следить за своим автомобилем, размещаемым где придется. А ведь для пожилых и маломобильных граждан, имеющих ограничения по здоровью, это будет очень тяжело. По идее, решение города о сносе гаражей не должно понуждать такие категории граждан к отказу от пользования автомобилем, не должно ущемлять права таких семей.

Это особенно актуально на фоне того, что многим россиянам вообще и коренным москвичам в частности коррупцией, злоупотреблениями властей нанесен такой ущерб, что им едва хватает средств на покупку продуктов питания и покрытие гипертрофированных платежей в сфере ЖКХ (а в Москве на фоне такого принудительного понижения уровня обеспечения гаражами-стоянками еще и самый высокий уровень платежей за капремонт, сосуществующий вместе с проблемами крупномасштабного воровства в ЖКХ).

Содержание же автомобиля при обсуждении уровня жизни граждан вообще не учитывается, а оно ведь обходится в существенную сумму — более 50 тысяч рублей в год. Понятно, что если место сезонного и безопасного хранения автомобиля отберут, а гаражи снесут, то тем самым несколько позже подведут граждан и к перспективе расставания с автомобилем, к невозможности в будущем совершать бюджетные поездки на дачу или в иные места отдыха, к сложностям в оказании помощи инвалидам в условиях поликлиники и так далее. Тут, наверное, есть над чем подумать, причем довольно давно.


Проблемы городской недвижимости: Россиян из аварийных бараков переселят в те, что покрепче

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Вадим Трухачёв

Политолог

Михаил Делягин

Доктор экономических наук, член РАЕН, публицист, политик

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня