
Тему массовой ипотеки с господдержкой уже и комментировать скучно — столько об этом написано. Казалось бы, опыт такой программы 2020-2024 годов четко и ярко показал, чем все это кончается. И ни у кого уже не должно было остаться никаких сомнений в том, что ее единственными выгодоприобретателями являются застройщики и банки, а всем остальным она не приносит ничего, кроме негатива.
Тут и рост цен, делающий жилье еще менее доступным для граждан, причем даже для тех, кто использует льготные кредиты: рост цен за период действия льготной ипотеки c лихвой перекрыл выгоду от господдержки. Тут и чудовищные объемы расходов федерального бюджета на выплату компенсаций банкам. Тут и необходимость компенсировать высокие объемы льготного кредитования в ипотеке путем подавления кредита для всех остальных отраслей через гораздо более жесткую денежно-кредитную политику (ДКП), а иначе — разгон инфляции, который мы сейчас как раз и наблюдаем и в который ипотека с господдержкой внесла существенный вклад.
Негативные результаты эксперимента с массовой льготной ипотекой были настолько очевидны, что к лету прошлого года нашим чиновникам, включая самых отъявленных лоббистов стройкомплекса, все-таки пришлось публично признать, что эта программа была ошибкой.
Все согласились, что льготная ипотека делает жилье доступнее, только если она адресная, то есть ее объемы должны быть небольшими и точечно поддерживать целевую категорию граждан. Иначе весь эффект будет уходить в рост цен, что для целевой категории сведет на нет выгоду господдержки, и при этом еще и расходы государства будут расти запредельными темпами.
Казалось бы, теперь любые предложения о возвращении массовой льготной ипотеки должны восприниматься как неприличные. Ведь после столь провального эксперимента снова предлагать такое могут только совершенно беспринципные отраслевые лоббисты, которым безразличны и люди, и государство.
Тем не менее, не прошло и года с отмены безадресной льготной ипотеки и ужесточения условий семейной, как опять на полном серьезе высказываются предложения о существенном расширении программы господдержки ипотеки — настолько существенном, что ее теперь уж точно можно будет охарактеризовать как массовую. Наши власти опять готовы наступить на те же грабли, причем за наш с вами счет.
Итак, по порядку. В середине прошлого года подошло к концу действие основных программ господдержки ипотеки, и было принято политическое решение сделать господдержку более адресной. А именно: программу общедоступной льготной ипотеки на новостройки было решено не продлевать, а программу семейной ипотеки — продлить, но при этом ужесточить условия так, чтобы объем выдач существенно сократился.
Существенно сократить объем выдач не получилось: строительное лобби не позволило. Под их влиянием параметры новых условий были подобраны так, что ипотека с господдержкой все равно осталась достаточно массовой.
Как мы увидели впоследствии из статистики ЦБ, ежемесячные объемы выдач семейной ипотеки после 1 июля оказались сопоставимы с ежемесячными объемами выдач в период до середины 2023 года суммарно по всем действовавшим тогда программам ипотеки с господдержкой. Так что не надо удивляться, что цены на жилье не просто не упали, а продолжают довольно бодро расти, то есть пузырь на рынке жилой недвижимости надувается еще больше.
Стоит отметить, что сама конфигурация (а не числовые параметры) условий семейной ипотеки, вступивших в силу с 1 июля 2024 года, оказались существенно лучше, чем было раньше.
Поэтому, в отличие от всех прежних программ ипотеки с господдержкой, нынешний вариант семейной ипотеки, действительно, в чем-то даже способствует решению насущных задач, стоящих перед нашей страной (если, конечно, на минуту забыть о ее запредельной стоимости).
А именно: нынешняя конфигурация условий семейной ипотеки является более стимулирующей с точки зрения демографии и, плюс к тому, способствует более равномерному развитию регионов и территорий нашей страны. Поясним подробнее.
В настоящее время право на семейную ипотеку под 6% по всей территории России имеют семьи с ребенком-инвалидом и семьи с одним ребенком до 6 лет (ранее было — до 18 лет). Последнее означает, что такая семейная ипотека создает материальный стимул к рождению еще одного ребенка, даже если дети в семье уже есть, но старше 6 лет. (Вопрос о том, насколько материальные стимулы влияют на соответствующие решения семей, мы здесь не обсуждаем: оставим его профессиональным демографам, которые, кстати, весьма скептичны в этом плане.)
Кроме того, на семейную ипотеку имеют право семьи с двумя несовершеннолетними детьми, проживающие на определенных территориях — в малых городах (с численностью населения до 50 тыс. чел.) или в регионах с низким объемом строительства или с индивидуальными программами развития; в соответствующем списке 35 регионов. А это значит, что такая конфигурация семейной ипотеки способствует развитию территорий, которые сейчас пока отстают и из которых люди уезжают.
Тем самым, развитие всей территории нашей страны становится более равномерным, и это очень правильная, давно назревшая мера!
Если мы не хотим, чтобы наша страна в недалеком будущем состояла из нескольких городов-муравейников, стоящих посреди огромных безлюдных пространств, то идти надо именно этим путем: создавать людям стимулы для жизни вне мегаполисов и особенно в глубинке.
Понятно, что одними только льготами по ипотеке эту задачу не решить. Развитие периферийных территорий должно проводиться комплексно. Но более выгодные условия ипотеки для жилья на таких территориях могут быть одной из важнейших составляющих в этом комплексе мер.
К сожалению, даже в нынешней редакции условий семейной ипотеки со стимулированием развития регионов не все гладко, поскольку в ней есть мера, сохранившаяся из прежних программ и имеющая ровно противоположный эффект.
Имеется в виду различие максимальных сумм льготного кредита, которое как раз-таки стимулирует людей к переезду в наиболее населенные мегаполисы и городские агломерации.
Максимальная сумма льготного кредита в Москве, Московской области, Петербурге и Ленинградской области — 12 млн рублей, в то время как в других регионах — 6 миллионов.
Таким образом, ипотека в указанных регионах становится более выгодной, чем на остальной территории страны. И при этом львиная доля средств господдержки из федерального бюджета по-прежнему идет в эти самые процветающие регионы, что не только контрпродуктивно с точки зрения регионального развития страны, но еще и крайне несправедливо!
Тем не менее, несмотря на указанный недостаток, нынешняя редакция условий льготной ипотеки существенно лучше того, что было раньше, и достаточно было бы лишь рекалибровки параметров (в сторону ужесточения критериев участия и большего акцента на многодетность), чтобы программа реально заработала на благо страны, причем за разумные деньги из федерального бюджета.
Но нет! Наши власти готовы сделать ровно наоборот и снова попрыгать на тех граблях, на которых они уже вовсю потоптались за четыре года с середины 2020-го по середину 2024-го. Рассматривается возможность расширения программы семейной ипотеки на семьи с одним ребенком до 18 лет. По сведениям РБК, вопрос обсуждался на совещании у вице-премьера Александра Новака 28 февраля.
Если это будет сделано, сразу исчезнут те позитивные моменты программы, которые мы описали выше. Она уже не будет стимулировать семьи иметь больше одного ребенка. И особые условия для территорий, требующих поддержки развития, тоже сведутся на нет.
Такое изменение условий семейной ипотеки будет контрпродуктивно и для демографии, и для регионального развития.
Плюс к тому, такая семейная ипотека станет по-настоящему массовой — со всеми вытекающими отсюда последствиями для федерального бюджета и для цен на недвижимость. Так, риэлторы, опрошенные порталом BusinessFM, оценивают, что спрос на семейную ипотеку вырастет как минимум на 30%.
На самом деле рост спроса на 30% — слишком консервативная оценка. Понятно, что представителям стройкомплекса выгодно занижать потенциальный рост спроса, чтобы чиновники не посчитали его неприемлемо высоким и не передумали столь значительно расширять программу.
Более обоснованной выглядит оценка, которая следует из данных от Григория Жирнова из НИУ ВШЭ, которые приводит портал banki.ru. По расчетам этого эксперта, расширение программы на семьи с одним несовершеннолетним ребенком позволит претендовать на нее более чем 15 млн семей, в то время как сейчас под критерии подходят около 7 млн семей.
То есть число потенциальных получателей семейной ипотеки вырастет более чем вдвое, и вполне естественно предположить, что спрос на льготные кредиты вырастет примерно на столько же.
Посмотрим, каким может быть объем выдач при предлагаемом расширении программы, и сравним его с показателями прошлых периодов. После 1 июля объем выдач по семейной ипотеке составляет порядка 200−250 млрд рублей ежемесячно. Если спрос вырастет вдвое, объем выдач тоже вырастет примерно вдвое — до 400−500 млрд рублей (лимитов больше нет: чем больше спрос, тем больше выдач).
Для сравнения: суммарно по всем льготным программам в период до августа 2023 года объем выдач составлял порядка 250−300 млрд рублей ежемесячно. Затем, начиная с августа 2023 г., объемы льготной ипотеки резко выросли: за 10 месяцев, по июнь 2024-го, ежемесячные выдачи ипотеки с господдержкой в среднем составляли порядка 500 млрд рублей суммарно по всем программам.
Основных причин такого скачка было две. Во-первых, осенью 2023-го люди старались успеть взять кредиты до объявленного ужесточения условий с января (увеличился первоначальный взнос), а затем стремились «запрыгнуть в последний вагон» перед ожидаемым завершением программ с июля 2024 года.
Во-вторых, после начала цикла повышения процентных ставок в августе 2023 года заработала «инвестиционная оптимизация».
При высоких процентных ставках взять кредит под 6−8% и вложить деньги в недвижимость, сохраняя при этом собственные средства на депозитах, стало хорошей инвестиционной идеей, чем многие обеспеченные граждане с удовольствием воспользовались за наш с вами счет.
Из приведенной статистики следуют два важных вывода. Во-первых, в настоящее время (то есть после изменения условий с июля 2024 г.) объемы выдач ипотеки с господдержкой вполне сопоставимы с «естественным» (то есть не искаженным специфическими факторами «последнего вагона» и «инвестиционной оптимизации») уровнем выдач такой ипотеки в тот период (до августа 2024 г.), когда она уже характеризовалась как массовая и значимо разгоняла цены на жилье и расходы федерального бюджета.
Во-вторых, если идея распространить семейную ипотеку на семьи с одним ребенком до 18 лет будет реализована, можно обоснованно прогнозировать, что объем выдач станет сопоставим с гигантским объемом выдач, который мы наблюдали в период с августа 2023-го по июнь 2024-го, когда льготная ипотека стала не просто «массовой», а «ажиотажно массовой».
Как теперь понятно, «льготно-ипотечная вакханалия» с августа 2023-го по июнь 2024-го стала одной из важнейших причин разгона инфляции, который мы видели в последние месяцы минувшего года. Если критерии для семейной ипотеки будут расширены, мы спустя 2-3 квартала получим еще одну волну ускорения инфляции, и тогда о снижении ключевой ставки можно будет забыть надолго.
В заключение отметим обстоятельство, которое делает потенциальное расширение семейной ипотеки контрпродуктивным с еще одной точки зрения.
В настоящее время геополитическая ситуация такова, что при любом экономическом планировании надо рассматривать среди прочих и сценарий окончания СВО в ближайшей перспективе. Во всяком случае, на горизонте действия программы семейной ипотеки (до 2030 года) завершение СВО уж точно стоит рассматривать как базовый сценарий.
А это значит, что начнется массовая программа восстановления новых регионов, и это придется делать максимально быстро. Это будет важнейшая политическая задача. Наши новые регионы должны стать настоящим «цветущим садом».
Поэтому все мощности стройкомплекса надо будет, насколько это возможно, направить на решение этой задачи. В частности, вся промышленность стройматериалов должна будет работать главным образом на восстановление новых регионов.
Поэтому на первые пару лет после завершения СВО объемы строительства на территориях вне зоны СВО, должны быть сильно сокращены — чтобы не отвлекать ресурсы от более срочной и важной задачи восстановления новых регионов. А расширение программы семейной ипотеки на территориях вне зоны СВО будет этому мешать.
Итак, расширение программы семейной ипотеки — это просто разграбление государственных ресурсов средь бела дня, и задача оппозиции сделать все возможное, чтобы его остановить.
Статья публикуется в сокращении
Последние новости об ипотеке и развитии ипотечных продуктов, — в теме «Свободной Прессы».