«Всего 200 лет Закавказье находится в русской цивилизации. И мы его опять теряем...»
Каринэ Геворгян


Депутаты фракции «Новые люди» во главе с вице-спикером Госдумы Владиславом Даванковым разработали законопроект, который отменяет обязательную регистрацию граждан. Документ внесён в Систему обеспечения законодательно деятельности ГД под № 1145511−8.
Инициатива предлагает внести изменения в статью 3 закона о свободе передвижения граждан, заменив обязанность регистрироваться по месту жительства или пребывания в пределах РФ на право решать самим: оформлять «прописку» или нет.
В пояснительной записке к проекту говорится, что обязательный характер регистрационного учета на практике приводит к формированию административных барьеров для граждан, проживающих в съемном жилье либо вынужденных часто менять место проживания. За проживание без регистрации и за нарушение правил регистрации предусмотрена административная ответственность, а это приводит к злоупотреблениям и избирательности при назначении штрафов (за одно и то же кого-то наказывают, а кого-то — нет).
Рост российской экономики тормозит нехороший диагноз
Никита Масленников: Нет стабильности — не будет и долговременных инвестиций, пока время коротких проектов
«Это воспринимается гражданами, как несправедливость, и снижает доверие к правоприменению», — резюмируют в пояснительной записке Даванков и его соратники.
За оценкой инициативы депутатов «Свободная Пресса» обратилась к специалистам в области миграции и государственного устройства.
— Идея отменить регистрацию на том основании, что она якобы ограничивает чьи-то права, давно циркулирует в информационном поле и даже среди учёных в академической среде. Но я, честно говоря, не её сторонница, потому что у государства должно быть понимание, сколько людей у нас более ли менее постоянно находятся на такой-то территории.
Некоторые предлагают для этого ориентироваться на потребление воды, тепла и продуктов. Наверное, такое возможно, но мы тогда не будем знать, что это за люди, — сказала «Свободной Прессе» директор Центра миграционной политики Ольга Чудиновских.
«СП»: Для чего нужно это знать?
— Не для государственного контроля, а для территориального планирования нужно иметь представление о том, какие люди по полу и возрасту, и какое время проживают в муниципальных образованиях.
Подобную информацию дают переписи населения, но проводятся они раз в десятилетие, а последняя была провалена. Регистры населения могут снабжать такой информацией, что упростит управленческие задачи. Но они пока в стадии формирования. И если не будет ещё и регистрации, то нам придется «по расположению звёзд» определять, сколько на территории нужно врачей, и так далее.
«СП»: Ольга Сергеевна, авторы законопроекта говорят, что обязательная регистрация приводит к злоупотреблениям со стороны представителей власти.
— Применительно к гражданам России (у иностранцев — своя история) никакого простора для злоупотреблений я не вижу. Во-первых, гражданин России может не регистрироваться по месту пребывания первые три месяца, во-вторых: нет механизмов, позволяющих проверить, когда он приехал.
У нас очень многие граждане России зарегистрированы в одном регионе, а фактически проживают в другом, и никого это особенно не касается, пока не возникает у человека желание открыть счёт в каком-то локальном банке, или работодатель не начнёт требовать временную регистрацию.
У нас нет ни жесткого контроля, нет и никаких наказаний, если человек оформил временную регистрацию не через три месяца, а через четыре. Поэтому применительно к гражданам России я никакого простора для коррупции, связанной с регистрацией, не вижу, — резюмировала Ольга Чудиновских.
Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников сказал «Свободной Прессе», что в институте оформления ПМЖ и временной регистрации заинтересованы, в первую очередь, сами граждане. И они не хотели бы от неё отказываться:
— Идея о том, что не обязательно регистрироваться, уходит в начало 90-х годов прошлого века. После ликвидации Советского Союза сказали, что официальная прописка отменяется, не нужно больше прописываться, а достаточно зарегистрироваться по месту жительства тем, кто этого сам хочет.
В итоге фактически прописка осталась, только теперь она называется по-другому. Если такую поправку принять — то её (скорее всего и в лучшем случае) будет ждать тот же самый результат. Этот так же, как подключение к Госуслугам добровольное, но без него ты не будешь получать этих услуг.
Тот, кто не зарегистрируется добровольно, начнёт выпадать из общества. У него ничего не будет: ни здравоохранения, ни образования, ни нормальной работы.
Эта поправка не нужна людям, поэтому, скорее всего, её просто не примут. «Новые люди» (как и ЛДПР, «Справедливая Россия») работают со своим электоратом, но Госдума принимает законы, которые вносят другие.
Удушение Telegram: «Защищенный» национальный мессенджер МАХ на американских айфонах — это даже не смешно
Что стоит за ограничением работы мессенджера — требования спецслужб, Роскомнадзора или неудобная позиция Павла Дурова?
«СП»: А для тех, кто являются гражданами, но не имеют регистрации, эти поправка была бы полезной?
— Лица без определённого места жительства есть и сейчас, мы их периодически видим на улице или где-то на чердаках. Как на них отразится принятие такого закона? Они как жили вне государства, так и продолжат жить. Я думаю, что их вообще не волнует законодательство. Это их выбор.
«СП»: Авторы законопроекта говорят, что на людях, которые не зарегистрированы, может наживаться полиция. Предлагают «закрыть кормушку».
— Да нет никакой кормушки. С тех, у кого нет регистрации, и брать нечего.
Просто так регистрироваться бессмысленно, это люди делают для себя, чтобы получать блага от государственных и общественных институтов. А те, в свою очередь, предоставляют данные блага только для зарегистрированных.
«СП»: А может власть отказать человеку в регистрации? Например — в «резиновой квартире».
— Гражданину России — не может отказать. Человек, имеющий свое жильё, имеет право прописать там кого угодно. Другое дело, что за этими квартирами нужно присматривать — но это уже повседневная работа органов МВД, где без сомнения знают квартиры, в которых зарегистрировано по 20−30 человек.