
Как изменились предпочтения покупателей на столичном рынке вторичного жилья с течением времени? Какие вопросы волнуют в первую очередь людей в провинции? Об этом рассказывают «СП» московские риелторы.
Смена приоритетов
Пару десятков лет назад, на самой заре появления в России рынка недвижимости как такового, граждане не задавали никаких лишних вопросов, говорят риелторы. В те времена, когда находящиеся в свободной продаже объекты можно было пересчитать едва ли не по пальцам, сам факт приобретения хоть какого-нибудь жилья уже рассматривался как факт необыкновенного везения, поэтому особого значения потребительским характеристикам не придавалось. Однако сейчас даже в сегментах бюджетного жилья эконом- и комфорт-класса продать жилье непросто из-за возросших требований будущих владельцев.
Так, крайне принципиальный еще каких-то 12−15 лет назад вопрос о наличии в квартире стационарного телефона к настоящему времени фактически полностью утратил свою актуальность. По словам специалистов, раньше он был третьим по популярности и задавался сразу после «в каком районе дом» и «сколько стоит квартира». Если городского телефона не было, вспоминает Михаил Куликов из «ИНКОМ-Недвижимости», то приходилось скидывать с первоначальной цены сумму от 1 до 5 тысяч долларов, иначе покупать не соглашались. Но в период где-то между 2000 и 2003 годами, когда мобильная связь стала общедоступной, наличие или отсутствие телефонной точки больше не волнует умы и сердца покупателей.
Вместо этого, обращают внимание столичные эксперты, вакантное место в тройке лидеров занимает вопрос о наличии или отсутствии возле дома машиноместа или крытого паркинга. Причем 5 или 6 лет назад, констатируют они, его вообще не возникало в процессе подготовки сделки. Но теперь, когда количество легковых автомобилей в городе явно зашкаливает, а незанятого строениями пространства остается все меньше и меньше, проблема размещения собственного «железного коня» становится все актуальней.
Также практически полностью «вышел из обращения» и вопрос о формате санузла, часто раздававшийся из уст потенциальных покупателей на стыке веков. «Интерес к состоянию туалетов и ванн в то время был вполне понятен, — комментируют риэлторы. — После бараков и „хрущевок“, в которых по утрам и вечерам приходилось едва ли не стоять в очереди, чтобы решить все гигиенические проблемы, люди всеми силами стремились избежать этого». Сейчас же на столичной «вторичке» представлено большое количество объектов, имеющих по 2 или 3 санузла, а старые дома с тесными совместными туалетами «выбывают с поля» по причине довольно активного демонтажа.
Вместе с тем все чаще, подчеркивают московские специалисты, первым вопросом потенциального покупателя бывшего в употреблении жилья является не сакраментальное «сколько стоит», а вполне рациональное «в каком состоянии инженерная инфраструктура». Впервые такая тенденция наметилась примерно в середине «нулевых», когда на «вторичку» вышли квартиры в домах, чей возраст не превышал 10−15 лет.
До этого в сознании граждан в качестве эталонного образца качественного дома прочно сидел образ «сталинки». Но в сравнении с ними относительно новые монолитно-кирпичные жилые здания заметно выигрывали именно по критерию работоспособности инженерной инфраструктуры. Именно из-за того, что в сталинских домах с течением времени все основные коммуникации — водопровод, канализация, электропроводка — морально устарели и уже не отвечают современным представлениям о комфорте, монолитная «вторичка» торгуется на столичном рынке примерно на 21−22% дороже.
Но если о городском телефоне и санузле покупатели все же спрашивают хоть с какой-то периодичностью, то вопрос о качестве отделки вторичного жилья для москвичей не актуален. Его наличием интересуется, по информации представителей холдинга «МИЭЛЬ», едва ли четыре человека из каждой сотни будущих собственников.
А вот интерес покупателей к экологической обстановке в районе возможного проживания возрастает все активнее. Если в начале 2000 года состояние природы москвичей не интересовало, то, по данным представителей «НДВ-Недвижимости», в прошлом году разговор о сделке покупатели начинали именно с выяснения этого параметра в каждом семнадцатом случае из ста. По состоянию же на сентябрь 2014 года, говорят многие независимые риелторы, вопрос о наличии в непосредственной близости от квартиры рекреационных зон и мест активного или пассивного отдыха занимает четвертое место по популярности у потенциальных покупателей. Кстати, если выясняется, что интересующие клиентов объекты действительно располагаются неподалеку, то они, замечают риелторы столицы, готовы «накинуть сверху» до 15% от первоначальной стоимости вторичного лота.
А что провинция?
Между тем если в «продвинутой» златоглавой слегка избалованные благами цивилизации жители могут позволить себе интересоваться чем-то иным, то в других городах и весях России ситуация остается прежней. И первым вопросом потребителя к агенту является как раз-таки классическое «сколько стоит». Потом возможны варианты.
Так, в Челябинске, говорит местный риелтор Михаил Истомин, сразу после уточнения стоимости покупатели уточняют, насколько далеко от квартиры находятся школа, детский сад, поликлиника и продуктовые магазины (причем именно в такой последовательности).
А, например, в Омске, по словам риэлтора Нины Карпенко, будущие собственники активно интересуются степенью физического износа здания и наличием в квартире балкона. Но первостепенно важным для большинства омичей вопросом, считает Наталья Витковская, представитель агентства «Квартал+», является как раз состояние объекта и наличие ремонта. «Чаще всего в первую голову меня спрашивают — а можно ли в квартиру сразу заехать и жить», — констатирует агент. И это, подчеркивают местные специалисты, является главным трендом на рынке недвижимости Омска вот уже много лет.
Нестареющие ценности
И все же как бы ни менялись приоритеты покупателей «вторички», и столичные, и региональные игроки рынка недвижимости отмечают, что некоторые нюансы, являющиеся немаловажными для определенных возрастных групп покупателей, были, есть и будут актуальны в любое время.
Как правило, молодые семьи всегда подробно расспрашивают о транспортной доступности квартиры и общим состоянием подъезда. А вот люди, перешагнувшие определенный возрастной рубеж и имеющие семейный статус бабушек и дедушек, как раз не проявляют интереса к этим факторам. Для них гораздо важнее общее состояние квартиры, а также сведения о социальной активности и благосостоянии соседей.
И только молодые люди, не связавшие себя узами брака, задают меньше всего вопросов риелторам. Главным для такой категории людей, подчеркивают агенты по недвижимости, является сам факт приобретения отдельного угла.
Фото: Виталий Аньков/ РИА Новости