В ночь на 22 марта на улице Новоорловской были сожжены 4 джипа — 3 машины марки Toyota и Land Rover. У всех автомобилей очаг возгорания находился в моторном отсеке.
За последние 2 недели это уже не первый поджог машин. Так, 10 марта в центре Москвы сгорел автомобиль Toyota Land Cruiser, принадлежащий заместителю прокурора Басманного района, а 9 марта были подожжены 10 машин в гаражном кооперативе на 3-й Хорошевской улице.
15 обгоревших машин за 13 дней — это пока не дотягивает до рекордов лета 2008 года, когда по Москве прокатилась волна массовых поджогов машин. Однако правоохранительные органы уже подстраховались на случай возниконвения подобной «эпидемии», и зарнее начали искать виноватых.
Так, на прошлой неделе сотрудники милиции задержали в Москве участников наназванных молодежных экстремистских организаций, занимавшихся изготовлением самодельных взрывных устройств. По данным следствия, они причастны к подрыву в Москве 11 февраля автомобиля «Лексус».
Нынешняя оперативность милиции в выявлении злоумышленников не идет в сравнение с изобличением поджигателей летом 2008 года. Напомним, тогда в некоторые ночи горело сразу по 10−15 машин, московское УВД бросило на поимку поджигателей около 1,5 тысяч оперативных групп. Милиции также помогали десятки тысяч автомобилистов, дежуривших по ночам в своих дворах.
В общей сложности летом 2008 года было сожжено около 300 машин. Поджоги начались в мае 2008 года в Северном Бутово, а закончились только в ноябре того же года. Сначала московская милиция отчиталась о помике 49 поджигателей. К сентябрю 2009 года круг подозреваемых сократился до 32 человек. В конце концов в суд были направлены дела на 18 человек, причем двое из них оказались шизофрениками, а пятеро — хроническими алкоголиками.
Следственные органы и суды не торопились называть имена поджигателей. Обнародованы были имена только двух подозреваемых. Одним из них оказался 38-летний гражданин Англии Алистер Пани. В Москве он работал в ночном клубе, а поджоги машин объяснял «плохим настроением».
Вторым злоумышленником был назван санитар накркологической клиники № 17 Сергей К. Заместитель начальника ГУВД Москвы Вячеслав Козлов тогда объявил, что санитар уже задерживался за поджоги машин в 2005 году. По странному стечению обстоятельств, этот санитар-пироман работал в той клинике, где в декабре 2006 года в результате пожара погибло 45 человек.
«Подозреваемый ушел в себя, у него обострилось заболевание. В настоящий момент он находится в психиатрической лечебнице» — говорил Козлов.
Правда, оба подозреваемых не попадали под описание и фоторобот предполагемого поджигателя, составленного милицией. Метрики его были таковы: мужчина славянской внешности, ростом 170−175 см, сутулый. Но и англичанин, и санитар были ростом выше 180 см.
Но, похоже, версия о двух основных поджигателях удовлетворила милицию и следственные органы.
Тогда звучали и другие версии массовых поджогов машин. Кто-то говорил, что таким образом некие силы пытаются сместить начальство московской милиции. Подозревали «парковщиков», «страховщиков». Одними из подозреваемых, как и в этот раз, были названы экстремисты. Якобы в каждой группе сожженных машин была минимум одна (а часто 3−5) машин с георгиевскими ленточками.
Осенью 2008 года, с началом кризиса, заговорили и о новой версии: дескать машины поджигают владельцы авто, купившие их в кредит, а потом пожелавшие из-за тяжелого материального положения получить деньги обратно по КАСКО.
Лидер московского отделения Федерации автомобилистов России Сергей Канаев говорит «Свободной прессе», что последняя версия выглядит правдоподобной. «К весне у страховых компаний был рост по таким случаям почти в 2 раза», — дополняет он.
Однако Канаев считает, что основной мотив при таких противоправных действиях — ожесточение пешеходов против автомобилистов. «Основные претензии — к парковке машин во дворах. Люди, например, не могут с колясками из подъезда выйти. Но нельзя сбрасывать со счетов и психический фактор, особенно осенью и весной», — полагает он.
А Леонид Ольшанский, вице-председатель Движения автомобилистов России, считает, что основной мотив при поджогах машин — «обезянничанье». «Психически неуравновешенные, обозленные люди видят, что злоумышленников не ловят, и тоже выходят на „тропу войны“. Если бы милиция оперативно задержала первых поджигателей летом 2008 года, наверняка, позднее многих поджогов не было бы», — резюмирует он.