Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Расследование посадки А320 в пшеницу под Новосибирском: Надо было в картошку садиться

Вместо внедрения эффективного мониторинга воздушных судов в полете авиакомпании пользуются сомнительными «правилами»

4550
На фото: самолет "Уральских авиалиний", совершивший экстренную посадку на грунт в районе села Убинского из-за проблем с гидросистемой.
На фото: самолет «Уральских авиалиний», совершивший экстренную посадку на грунт в районе села Убинского из-за проблем с гидросистемой. (Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС)

Росавиация, хоть и со значительной паузой, но все же определилась в ответе на вопрос, что же именно привело 12 сентября нынешнего года A320 Уральских авиалиний на пшеничное поле под Новосибирском.

Прямо скажем, для подавляющего большинства в заключении ведомственной комиссии ничего нового не оказалось. Все и так было понятно: принятие решения экипажем вместо приземления в ближайшем аэропорту Омска лететь дальше было ошибочным. А уж садиться в поле с неубирающимися из-за проблем с гидросистемой шасси вообще неоправданный риск с возможными ужасающим последствиям для 159 пассажиров.

Так, член Общественного совета Ространснадзора, экс-заместитель министра гражданской авиации СССР Олег Смирнов вполне резонно посчитал, что в данном случае вина лежит не только на пилотах, но и на родной Уральской авиакомпании. Именно её чиновники в целях экономии вынуждают экипажи при определении запасных аэродромов выбирать лишь те, где есть технический персонал, способный обслужить самолеты данного типа. Что и заставило экипаж А320 отказаться от посадки в Омске, где таких специалистов не было. Причем, Олег Смирнов обращает внимание на то, что подобные указания даются пилотам не только на Урале.

Читайте также
Пугачёва вернулась, а Рома Зверь даже съездил в Донбасс Пугачёва вернулась, а Рома Зверь даже съездил в Донбасс Может ли грозить релокантам поражение в правах

Его коллега, авторитетный специалист в области самолетостроения, пожелавший не называть своего имени, в принципе, соглашаясь с Олегом Смирновым, предлагает из произошедшего на пшеничном поле сделать еще более радикальные выводы. К примеру, назвать и тех, кто совершил развал отечественного авиапрома, доведя его до нынешнего плачевного состояния.

Теперь же, глазом не моргнув, они переобулись на лету и рассказывают нам про успехи по части импортозамещения. Будто мы не ведаем, что у нас до 90 процентов, эксплуатируемых авиакомпаниями летательных аппаратов — из «недружественных» стран. И у всех них, как у тысяч их деталей, есть свой ресурс, свои сроки годности, которые еще никто не отменял.

В России просто нет таких запасных частей и заводов, которые могли бы их изготовить. А еще не исключены и дальнейшие аресты этих самолетов за рубежом вследствие их ненадежности, в том числе по части безопасности.

Министр транспорта РФ Виталий Савельев сообщал, что в Россию уже не вернутся 78 самолетов. И добавил, что возникают проблемы и с заправкой там наших лайнеров керосином на обратный путь.

А потому, убежден наш эксперт, все расследования происшествий и катастроф с иностранными самолётами сегодня, на его взгляд, не только бессмысленны, но и авантюристичны.

— Олег Михайлович Смирнов, — продолжает он свою мысль, — тысячу раз прав, но почему-то не хочет назвать главные причины поведения экипажей. А за ними не только внутренние «правила» авиакомпаний, их руководителей и владельцев (эффективных менеджеров), на которых буквально с неба свалилось счастье завладеть таким бизнесом при попустительстве, а то и при содействии случайно попавших в руководимые и глубоко не понимаемые ими отрасли. Они уже свыклись с тем, что им все равно не воздастся за допущенные промахи.

Российская гражданская авиация при любых проблемах в отрасли и непредсказуемости санкций остаётся самым безопасным видом транспорта, что гарантировано в нашей стране недооценёнными результатами многолетнего труда династий авиаконструкторов, инженеров, лётчиков-испытателей и просто рядовых рабочих заводов.

Это та основа, что заложена в фундаменте безопасности полётов, однако нынче народ с тревогой вглядывается в небо в тоскливом ожидании, когда очередной боинг или эрбас приземлится теперь уже на картофельное поле. А то ведь физика доказывает, что скольжение по картофелю куда лучше, чем по кукурузе и, тем более, по пшенице…

Но вернемся к ошибкам пилотов. Оказывается, их вполне можно избежать, опять же вернувшись к родным, отечественным наработкам. Мы обратились по этому поводу к руководителю компании «Финк Электрик» и «Дженерал Телеком» Юрию Финку.

Известно, что его компания ещё в самом начале этого века создала и запатентовала различные системы контроля безопасности и связи транспортных средств, в том числе пассажирских поездов и воздушных судов. Воспользуйся этими изобретениями и тебя, возможно бы на земле удержали от попытки садиться в кукурузное или пшеничное поле.

Ведь основа созданного оборудования — это передача через спутниковую систему связи телеметрической и полетной информации в Единый ситуационный центр (ЕСЦ) в режиме реального времени — передача результатов экспресс-анализа данных, поступающих в бортовые регистраторы («черные ящики») воздушных судов. Такой центр, в свое время созданный в здании Росавиации и Ространснадзора (и при их поддержке) стал настоящим прорывом в области обеспечения безопасности полетов.

В 2008 году компания «Дженерал Телеком» выиграла тендер РЖД на внедрение системы на железнодорожном транспорте, и сегодня она с успехом применяется на всей отечественной железнодорожной дороге.

Увы, с применением в авиации ей повезло значительно меньше. Хотя интерес она вызвала, что называется, мировой. Ознакомиться с Ситуационным центром приезжали руководители авиакомпаний, главы таких крупных международных организаций, как ИКАО, и высокие государственные деятели, в том числе министр национальной безопасности США Джанет Наполитано.

Читайте также
Си Цзиньпин едет на смотрины преемников Байдена, тот обещает быть жестким Си Цзиньпин едет на смотрины преемников Байдена, тот обещает быть жестким У американского лидера последний шанс для перезагрузки отношений

Заключались контракты с Роскосмосом и NASA по обеспечению трансляций и передачи телеметрии с места посадки спускаемых космических аппаратов. Было одобрено МАК производство авиационных спутниковых терминалов для всех видов воздушных судов, была выпущена конструкторская документация на оборудование самолётов.

И даже одна спутниковая станция слетала в космос на МКС, благополучно вернувшись на землю, обеспечила мгновенное обнаружение спускаемого аппарата и космонавтов, совершивших баллистический спуск с орбиты. И что? Центр развален, а сенсационные достижения отечественных разработок ушли, словно вода в песок.

Так почему же никак не решается вопрос с установкой на бортах летающей техники оборудования, которое могло бы практически исключить не только вынужденные посадки, но и авиапроисшествия? «Мне отвечают, что очень дорого», — говорит Финк.

Только один из множества подобных примеров — крушение в июне 2015 года в уральской тайге Ан-2, на борту которого без вести пропали 13 человек.

Их поисками занималась огромная армия спасателей. Ежедневно в тайгу отправлялись до 1,5 тысяч человек и и сотни единиц техники. В воздух поднимались самолеты и вертолеты. Только за два месяца авиация сожгла топлива на миллионы рублей. Это позволило просмотреть больше 200 тысяч квадратных километров. Ан-2 искали и в соседних областях. Его искали под водой, его искали с помощью спутников.

Читайте также
Битва за Бахмут: ВСУ нечем ответить на 30 российских атак в сутки Битва за Бахмут: ВСУ нечем ответить на 30 российских атак в сутки Укровермахт утратил инициативу, растерял личный состав и боеприпасы

Кстати, стоимость оборудования, о котором идет речь, раньше была от 100 до 500 тысяч долларов. А сейчас — менее ста. И это странно, когда для летающей техники денег не находится, хотя в РЖД все же пошли на соизмеримые траты, и сегодня подобной системой оснащены все пассажирские поезда России.

Продолжаются испытания более совершенной системы контроля и предиктивного анализа технического состояния грузовых вагонов в режиме реального времени. Аналогичная система должна стоять на всех российских воздушных судах, что не только повысит безопасность полётов, но и снизит расходы на обслуживание и ремонт воздушных судов.

Как можно было развалить такую систему? На больших лайнерах — боингах, эрбасах — конечно, есть подобное оборудование, но ведь наше, отечественное, было уникальным, что признавали и иностранцы. Другой столь высокоэффективной системы экспресс-анализа технического состояния воздушного судна, всех его параметров, местоположения, и предупреждения об аварийной ситуации не существует.

Но ее нет до сих пор, иначе бы никто не искал столько лет пропадающие боинги (малазийский, к примеру, исчезнувший где-то в Индийском океане, его искали от Сингапура до Австралии). Система ведь непрерывно контролирует воздушное судно и передает параметры на землю. Понятно, что надо экономить, надо оплачивать трафик спутниковой связи. Но разве даже одна человеческая жизнь не стоит того, чтобы ее спасти, не говоря уже о потраченных миллионах на поиски?

… Руководство Уральских авиалиний бодро пообещало застрявший в пшенице лайнер вернуть для новых перевозок пассажиров. Вот только не совсем ясно, кто даст после этого пусть и не стопроцентную, но все же гарантию безопасности полета. Ведь конструкторы машины из Франции, похоже, к нам не собираются. А без их подписи кто возьмет на себя смелость утверждать, что воздушное судно будет совершенно безопасным?

Значит, не исключены те же грабли и под крылом самолёта картофельное поле.


P.S. Когда материал готовился к печати, выяснилось, что в Росавиации решили отменить выводы комиссии для пересмотра причин происшествия. Даже интересно, какой будет новая версия.

Последние новости
Цитаты
Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня