
Из рабства в Мьянме освобождена 23-летняя россиянка Дашима Очирнимаева, ставшая жертвой обмана, клюнув на предложение «работать моделью в Таиланде». Вместо этого её насильно перевезли в соседнее государство, в мошеннический колл-центр.
Экс-сотрудница Федеральной службы исполнения наказаний в звании лейтенанта должна ближайшее время вернуться на родину. Возможно, понимание специфики охранной деятельности помогло девушке найти способ подать сигнал о помощи находясь в плену.
Родилась она в городе Борзя Забайкальского края, закончив Пермский институт ФСИН России начала работать в Приморском крае. А отправилась в Таиланд, привлечённая обещанием ежемесячного дохода в пять тысяч долларов.
О заманчивой вакансии узнала из сообщения в одном из мессенджеров. Для поездки ей пришлось взять кредит, и она вылетела в Бангкок. Но оказалась в Мьянме, бывшей Бирме.
Мы в России больше наслышаны об украинских мошеннических центрах. Но в Юго-восточной Азии тоже действуют масштабные мошеннические колл-центры, где подневольные люди, числом в десятки тысяч, выманивают деньги по всему миру.
Лагеря, в которых они содержатся, находятся под вооруженной охраной. Нелегальный бизнес контролируется организованными преступными группами. Центральные власти государств практически не обращают внимания на труднодоступные территории в джунглях, где реальная сила у лидеров местных племен.
Эксперт по вопросам безопасности Арсений Кульбицкий предупреждает, что это не единичный случай, а часть хорошо отлаженной преступной индустрии:
— Речь идёт о массовом явлении в приграничных районах Мьянмы, прилегающих к Таиланду, Камбодже, Лаосе и, в меньшей степени, Филиппинах. По оценкам ООН и правозащитных организаций, десятки, а возможно, и сотни тысяч людей по всему региону могут содержаться там против воли.
Схема почти всегда одинакова, простаков заманивают фиктивными вакансиями с высокими зарплатами в сфере IT, модельного бизнеса, туризма или азартных игр через социальные сети и мессенджеры. Их сначала легально доставляют в Таиланд или Дубай, а затем нелегально переправляют в приграничные криминальные анклавы, забирают паспорта, мобильные телефоны и под угрозой заставляют заниматься интернет-мошенничеством, «скамом».
«Скам» — это когда обманом вынуждают пользователя интернета перевести деньги или раскрыть личные данные под надуманным предлогом.
Так сначала получают конфиденциальную информацию, а затем и финансовую выгоду.
Преступные синдикаты, в основном этнические китайские группировки из материкового Китая, Гонконга и Тайваня, а также местные криминальные авторитеты, используют нестабильную политическую и экономическую ситуацию в странах региона.
«СП»: Особенно в Мьянме, где центральное правительство после военного переворота 2021 года не имеет полного контроля над приграничными территориями…
— Местные СМИ и интернет-сообщества активно освещают эту проблему. Тайские издания часто пишут об этих случаях, так как Таиланд — основной транзитный узел для жертв.
Публикуются репортажи о спасенных гражданах Таиланда и других стран, раскрываются схемы вербовки. В социальных сетях региона, особенно на тайском, вьетнамском и филиппинском языках, постоянно появляются предупреждения о мошеннических вакансиях.
Люди делятся историями выживших, призывают быть бдительными и создают группы помощи для розыска пропавших родственников.
Освещение внутри самой Мьянмы сложное. Официальные государственные СМИ, контролируемые военными, замалчивают масштабы проблемы или возлагают вину на повстанческие группировки в приграничье.
Независимые и оппозиционные издания, работающие из-за рубежа или в подполье, наоборот, активно разоблачают эту преступную деятельность, связывая её с коррупцией и слабостью центральной власти.
Власти Камбоджи сначала отрицали проблему, но под давлением фактов были вынуждены признать её существование и провести несколько рейдов по таким центрам. Местные СМИ освещают эти рейды и драматические истории спасения.
«СП»: Какова по этому вопросу позиция китайских официальных властей?
— Она очень активная, но при этом двойственная. Китайское правительство публично и жестко осуждает эти преступления ведь огромное число жертв — именно граждане Китая. Пекин оказывает сильнейшее дипломатическое давление на правительства Мьянмы, Камбоджи и Лаоса, требуя принять меры.
Китайская полиция активно участвует в трансграничных операциях по спасению своих граждан.
Государственные СМИ КНР, например, Global Times, CGTN регулярно публикуют репортажи о спасенных китайцах и разгромленных преступных группировках.
Китайские власти через СМИ, акцентируя внимание на том, что китайцы являются жертвами, а преступники — это «отдельные группировки». Фокус смещается на борьбу с самой преступностью и защиту граждан, а не на этническую принадлежность банд.
В китайском сегменте интернета, таких как Weibo, WeChat — эта горячая тема. Пользователи возмущены страданиями своих соотечественников, требуют от правительства более решительных действий и жестко критикуют власти стран, где это происходит.
Считается, что коррумпированные местные власти в Мьянме и Камбодже покрывают преступников.
В общем, описанная история с россиянкой — это лишь один из тысяч подобных случаев, которые раскрывают ужасающие масштабы современного рабства, прикрытого маской «работы в IT-индустрии». Проблема носит транснациональный характер и усугубляется политической нестабильностью в той же Мьянме.
В то время как местные СМИ и интернет-сообщества пытаются предупредить людей, а Китай активно спасает своих граждан, криминальная индустрия продолжает не только приспосабливаться, но и расти, используя отчаяние и наивность людей, ищущих высокооплачиваемую работу, считает эксперт…
Что же касается спасшейся россиянки, то она, не удовлетворившись работой по специальности, вернулась в родной в Улан-Удэ и занялась сетевым маркетингом, участвовала в деятельности сетевых пирамид.
Занималась рекламой бизнес-курсов, на которых некоторые зарабатывать миллионы. У неё в день получалось «поиметь только тридцать тысяч рублей». Не удовлетворившись, девушка решила попробовать себя в роли модели за границей. А оказалась в мошенническом колл-центре.
В поселении, обнесенном стенами с колючей проволокой. Людей там заставляют работать по семнадцать-двадцать часов в сутки, под наблюдением вооруженной охраны. Тех, кто сопротивляется или не подчиняется, пытают и даже казнят. За освобождение рабов требуют выкуп в десятков тысяч долларов.
У Дашимы отобрали мобильник, но ей удалось обмануть бдительность охраны. Она потихоньку воспользовалась чужим телефоном, передав информацию о себе родителям.
Затем в ситуацию вмешались журналисты и представители российских дипломатических служб. В результате искательницу приключений освободили и переправили в спокойный и относительно безопасный Таиланд.