Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Как увеличить продажи при помощи видеошопинга

«Магазин на диване» в новом формате. Сергей Варт придумал необычный сервис в помощь ритейлерам

53
На фото: Сергей Варт
На фото: Сергей Варт

Видеоформат повышает вовлеченность клиентов гораздо сильнее, чем статичная картинка или текст — Сергей Варт одним из первых в России придумал, как построить на этом бизнес. В 2020 году он запустил Eyebuy — сервис, который позволяет интегрировать видеошопинг и live commerce в механику продаж товаров на любом сайте. За полгода оценка компании увеличилась с $400 тыс. до $2,5 млн, а ее клиентами стали «Сбер», «Декатлон» и Leroy Merlin. В интервью «СП» Сергей рассказал, как придумал этот бизнес, а также дал предпринимателям несколько советов о привлечении инвестиции и работе с крупными клиентами.

«СП»: Сергей, расскажите о бизнесе Eyebuy. Какие проблемы клиентов он решает?

— Eyebuy — это виджет для e-commerce игроков, который улучшает конверсию в покупки на сайте через видеошопинг. Видеопредставление товара работает лучше, чем статичная карточка, и люди с большей вероятностью приобретут продукт. Плюс это позволяет бренду взаимодействовать со своей аудиторией в формате прямых эфиров или видео, получать комментарии, отвечать на вопросы в режиме реального времени. Получается знакомый многим «Магазин на диване», но в современном формате.

Есть несколько способов работы с Eyebuy: можно делать видеоленту на сайте в формате TikTok или проводить прямые эфиры — например, презентацию новой коллекции с розыгрышем призов или промокодов.

«СП»: Какие преимущества предлагает ритейлерам ваша платформа по сравнению с традиционным онлайн-шопингом? И почему это интересно их клиентам?

— Сейчас существует популярный термин retailtainment — продажи через развлечение. Прямая реклама уже не так интересна пользователям, они хотят чего-то более интригующего, что привлечет их внимание. Например, они заходят на сайт, чтобы выбрать строительные перчатки и видят десятки наименований в разных ценовых категориях. Какие выбрать? И тут же перед ними всплывает виджет с видеообзором этих перчаток — можно подробно узнать об их характеристиках и сделать правильный выбор. Конечно, можно сделать обычный обзор в виде текста, но видеформат сейчас гораздо популярнее остальных — если сравнивать его с текстом, то вовлеченность при его использовании выше на 900%.

И Eyebuy — это именно retailtainment-продукт. Платформа позволяет пользователям дольше задерживаться на сайте, а значит, больше вовлекаться. Это положительно влияет на SEO-продвижение, так как поисковики лучше индексируют сайты с высоким вовлечением. Также бренд повышает лояльность пользователей за счет лучшей эмоциональной связи с ними — это особенно важно для молодых брендов. По нашему опыту, конверсия сайтов, которые внедряли платформу, повышалась в среднем на 30−50%.

«СП»: Насколько я понимаю, в России это до сих пор не самое популярное направление. Как вы выбирали нишу для этого бизнеса и определяли потенциал рынка?

— В начале 2020 года я жил в Индонезии и делал там финтех-проект — мы кредитовали поставщиков маркетплейсов на рынке Юго-Восточной Азии. Я заметил, что среди селлеров есть те, кто растет гораздо быстрее остальных. Меня это заинтересовало, и я решил узнать, в чем причина — секрет оказался в использовании видеошопинга на местных площадках. Это и стало для меня первым сигналом.

Вторым сигналом была распродажа в Китае на День холостяка. В этот день селлер косметики Остин Ли заработал $800 млн на губной помаде, запустив прямой эфир на площадке Alibaba — эта новость разлетелась по всем зарубежным СМИ, а Остина Ли окрестили королем губной помады.

Я понял, что видеоконтент — это ключ к успешным продажам. Мы с партнером начали изучать подобные кейсы и искать бизнес-модели, которые уже есть на рынке. Самое большое впечатление на нас произвел шведский сервис Bambuser — он позволял внедрить видеошоппинг в любой e-commerce сайт. После этого мы сделали очень простой прототип, собрав его буквально за месяц.

«СП»: И уже декабре 2021 года получили инвестиции в рамках pre-seed раунда. Поделитесь, что было самым сложным на этом этапе привлечения финансирования, и какова была ваша роль?

— Раунд был объявлен в декабре 2021 года, но на самом деле он был закрыт еще в мае. Мы прошли в американский акселератор Starta Ventures, получив часть средств оттуда, а кроме того привлекли инвестиции от бизнес-ангелов.

Я лично занимался вопросами привлечения инвестирования. Сложность была в том, что основные наши продажи были на российском и европейском рынках, а мы хотели выйти на рынок США и там же привлечь инвестиции — то есть в Штатах мы начинали с нуля. Для местных инвесторов наш зарубежный опыт был не важен, поэтому в итоге мы привлекли средства от российских инвесторов и американского акселератора.

Я готовил промо-материалы, упаковывал компанию под привлечение инвестиций, составлял бизнес-модели и бизнес-планы. Далее я искал потенциальных инвесторов — в первую очередь, через нетворкинг, потому что так обычно быстрее и проще всего. Я обошел всех своих знакомых в стартап-индустрии. Это был период постоянных звонков: десять раз в день ты просто рассказываешь про свой проект, пытаешься убедить инвесторов, что в нас надо вложиться.

Самая большая проблема была в том, что акселератор сначала собирался дать нам где-то в 10 раз больше, чем в итоге мы получили. Также пришлось очень долго ждать самих средств — процесс растянулся на 3−4 месяца. В результате, когда мы получили инвестиции от акселератора, нам уже помогли бизнес-ангелы. Самым крупным для нас стал инвестор моего предыдущего стартапа — у нас был хороший опыт совместной работы, и в новом проекте он также увидел перспективы. Поэтому я всегда говорю, что нетворкинг и долгосрочные деловые отношения — это уже половина успеха для предпринимателя.

Стартапам нужно одновременно тестироваться, выходить на новые рынки, обеспечивать команду, вести разработку и запускать маркетинг — конечно, от инвестиций здесь зависит многое. Какие-то моменты у нас просто стопорились из-за недостатка финансирования. Параллельно с этим нужно было заниматься техническим развитием проекта: я искал клиентов для проекта, встречался с ними, убеждал. Приходилось работать по 16 часов, чтобы компания оставалась на плаву. Эта постоянная нервотрепка, конечно, усложнила работу, но мы справились.

«СП»: Знаю, что вы работаете со «Сбером», «Декатлоном» и другими корпорациями. Какие из собственных практик вы посоветуете стартапам, чтобы заключать контракты с крупными международными компаниями?

— Важно понять, что за крупными компаниями всегда стоят конкретные менеджеры, у которых есть KPI, ожидания, задачи от руководства. Они не хотят разбираться, почему ваш продукт лучше, чем остальные — им важно дать руководству готовое решение. Поэтому им надо помочь: подготовить подробную презентацию финансовой модели или составить аналитику с аргументами. Так представители компании увидят, что вы вовлечены в сотрудничество и реально хотите построить win-win коммуникацию. А вместо того, чтобы дергать менеджера: «Вы подумали или нет?», лучше отправлять дополнительные документы, которые подсветят выгоды от вашего решения.

В первую очередь, важно найти конкретное лицо, которое сможет «занести» ваш проект в компанию. Это может быть или топ-менеджер, или инициативный сотрудник, которому понравится ваша идея, и он сможет получить для нее финансирование. После этого нужно наладить отношения с этим человеком — можно просто сходить на кофе и показать перспективность вашего решения. Это игра вдолгую, но в итоге все останутся в выигрыше: вы получите заказ, а сотрудник — поощрение от начальства.

Если интересующая вас компания закупает услуги через тендеры, их нужно отслеживать. Звучит просто, но технически это сложнее, потому что у корпорации часто бывает фаворит, которого они всегда выбирают в тендере. Но иногда такой путь тоже срабатывает.

Еще один способ начать сотрудничество с корпорацией — через инновационный отдел. Такие отделы есть практически в каждой крупной компании, они непосредственно работают со стартапами и пилотируют новые технологии, чтобы позже их внедрить. Потом они или ищут заказчика уже внутри корпорации, или сами инвестируют в проект, или выкупают его.

И, как я уже говорил, главную роль везде играет нетворкинг. Например, когда я выходил на инновационные отделы, то писал в своих соцсетях о том, что мне нужны контакты менеджеров такой-то компании или искал их в профильных сообществах и чатах. Важно не бояться общаться и уметь грамотно подсветить сильные стороны своего проекта.

Также можно самостоятельно найти контакты представителей компании в соцсетях или через публикации в СМИ и кратко написать им о преимуществах стартапа. Например, я писал, что мы поможем увеличить конверсию в продажи на 20%. Обычно никто не отказывается пообщаться. Для многих менеджеров выйти из рутинных задач корпорации и поработать со стартапами — это как глоток свежего воздуха. Поэтому важно заинтересовать таких людей, показав их возможную выгоду.

«СП»: Рано или поздно любому стартапу приходится расширять штат — что, по вашему мнению, самое главное в формировании команды?

— Когда проект только формируется, ты действительно можешь работать 16 часов в сутки. Но затем команду нужно расширять. И главное здесь — не ошибиться и выбрать людей, которые, действительно, будут показывать результат. Думаю, самый лучший способ — смотреть на предыдущий опыт людей, делали ли они что-то похожее. У меня широкий круг общения, и о каких-то специалистах я могу знать или спросить о них у знакомых руководителей. А в других случаях я просто смотрю резюме и общаюсь с человеком — на этапе разговора уже можно увидеть его профессионализм, уровень подготовки и опыт в различных задачах.

В отличие от корпораций, в стартапах нанимать и увольнять людей намного проще. Обычно я беру сотрудника на испытательный месяц и смотрю его в деле: как он справляется с задачами, насколько погружен в проект, как быстро думает. Конкретные требования зависят от позиции, но за месяц можно оценить «в бою» любого специалиста и принять решение, работать с ним дальше или нет.

Не все подходят для работы в стартапах. Есть люди, которые классно работают в корпорациях, где все уже подготовлено, и тебе нужно просто прийти на рабочее место и выполнить свои задачи. Они привыкли к стабильной зарплате, к тому, что все уже расписано на пять лет вперед. Но стартап — это всегда адреналин, неизвестность и море свободы. Тебе нужно показать определенный результат в короткие сроки — можно делать что угодно: нанимать новых сотрудников, заниматься нетворкингом, но результат должен быть в срок. Далеко не всем это подойдет.

Но по моему опыту, нельзя сразу отказывать тому, кто пришел из крупной компании — возможно, он, наоборот, засиделся в стабильности и захотел интересных задач и сложных вызовов. Все это можно выяснить, просто побеседовав с кандидатом.

«СП»: Как вы видите развитие рынка live commerce в ближайшие годы?

— Видеоконтент и retailtainment будут укреплять свои позиции. Это можно увидеть на примере Китая — крупнейшего игрока рынка. Сейчас на первом месте по капитализации в Китае стоит компания Pinduoduo — в этом году она обогнала даже Alibaba.

Pinduoduo — это e-commerce игрок в сфере купонных закупок, который строит продажи на live commerce и shoppertaintment. Все вместе это называется social commerce: люди смотрят прямые эфиры и видео и коммуницируют друг с другом, чтобы сделать совместную закупку и получить за это скидку от продавца. Через Pinduoduo можно купить любые товары — от продуктов до техники, и платформа сейчас безумно популярна.

Китай уже продает на десятки миллиардов долларов только через видеоформат. И сейчас все крупные маркетплейсы тоже стали внедрять эти технологии — например, видео товара стало ключевой отличительной особенностью на Ozon.

Популярность видеоформата в мире быстро растет. Например, в TikTok, по статистике, пользователи проводят по четыре часа в день, а в некоторых странах работает портал для селлеров TikTok Shop. Возможно, лет через пять видеоформат в e-commerce преобразится в VR, или туда подключится искусственный интеллект, который будет подсказывать подходящие товары.

На все это значительно повлияло техническое развитие. Сейчас всем доступен широкополосный интернет и скоростной Wi-Fi, видео уже не загружается по 2−3 минуты. Видеоконтент стало легче производить — больше не нужно искать профессионального оператора и студию, все можно быстро отснять на смартфон. Я думаю, что этот сегмент совершенно точно будет развиваться, но как именно — покажет время.

Последние новости
Цитаты
Константин Сивков

Военный эксперт, доктор военных наук

Александр Калинин (ФЗП)

Генеральный директор Национального фонда защиты потребителей

Константин Блохин

Эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня