четверг, 19 сентября
совместно с Жэньминь жибао

Не разряжаются на морозе и «питаются» из воздуха. Что за чудо-батареи создали китайцы

Смартфоны будут работать на кальции

3807
Не разряжаются на морозе и «питаются» из воздуха. Что за чудо-батареи создали китайцы
Фото: VCG/Visual China Group/ТАСС

Китайцы совершили настоящий прорыв в производстве аккумуляторов. Они придумали батарею, которая не будет разряжаться на морозе. Более того, такой аккумулятор способен работать даже в экстремально низких температурах — до минус 80 градусов. Найти такие условия можно, но не на земле, а в небе: новые китайские батареи будут применять в производстве самолетов.

Группа исследователей из Чжэцзянского университета под руководством профессора Фань Сюлина создала новый электролит для литий-ионных батарей. Почему ничего подобного не было создано ранее? Да просто китайские физики открыли новый, ранее неизвестный метод переноса ионов внутри батарей.

— Наши аккумуляторы можно применять в электромобилях, авиации, морской электронике, железных дорогах, полярных и космических исследованиях и в телекоммуникации, — говорит профессор Фань…

Читайте также
Гримасы параллельного импорта: Минпромторг уверен, что Tefal и Roventa – основа российской экономики Гримасы параллельного импорта: Минпромторг уверен, что Tefal и Roventa — основа российской экономики Поставлять в Россию миксеры и кофемолки можно, автомобили и станки — нельзя

А ведь еще недавно считалось, что литий-ионные аккумуляторы почти бесполезны в условиях низких температур. Было невозможно создать батарею, которая одновременно обладала бы высокой плотностью энергии, имела широкий диапазон рабочих температур и быстро заряжалась.

Одна из причин заключается в том, что электролит — компонент батареи, который переносит ионы между электродами, — должен иметь прямо противоположные физические свойства. Однако загадку, над которой бились умы многих ведущих вузов мира, разгадали в Ханчжоу. Китайцы создали электролит, состоящий из очень маленьких молекул растворителя, который обеспечивает аккумуляторам свойства, «недостижимые» при существующих конструкциях.

Такая батарея будет обладать высокой емкостью и стабильностью при температурах от плюс 60 до минус 80 градусов. Да еще и в холодных условиях обеспечит сверхбыструю зарядку. Это уже вообще просто фантастика!

— На морозе аккумулятор можно зарядить за 10 минут, чтобы достичь 80% емкости заряда, — рассказал Фань новостному сайту Science Times.

Литий-ионные аккумуляторы, как понятно из названия, состоят из солей лития, растворенных в органическом растворителе. Физики из Ханчжоу четыре года подыскивали другие электролиты. И в итоге остановились на жидкости под названием фторацетонитрил.

Небольшие молекулы растворителя в электролите образуют два слоя оболочки вокруг ионов лития и создают каналы для переноса заряда — а это и рождает электрический ток.

Как пишут авторы исследования в статье, опубликованной в ведущем научном журнале планеты Nature, по сравнению с обычными батареями у созданного в Ханчжоу ионная проводимость в 10 тысяч раз выше.

Причем помимо литий-ионных аккумуляторов инженеры готовы тестировать свое ноу-хау на натрий-ионных и калий-ионных, рассказал профессор Фань в интервью Science Times.

Читайте также
Китайские ученые создали диск, на который можно 20 раз записать все книги Ленинки Китайские ученые создали диск, на который можно 20 раз записать все книги Ленинки Над чудо-изобретением работали во всех ведущих университетах страны

Стремительное развитие рынка электроники заставляет производителей аккумуляторов придумывать все новые и новые. Традиционные литий-ионные батареи известны исключительной энергоемкостью, компактным размерам и небольшим весом. Единственный минус: лития на Земле может просто не хватить на всех желающих. Особенно учитывая, сколько новых батарей требуют электромобили, ветряные и солнечные электростанции.

Вот литий-ионные аккумуляторы постепенно уступают долю рынка. Тем более, что постоянно появляются новинки. Прямо сейчас китайские ученые из Шанхая создают совершенно новый тип аккумулятора — кальциево-кислородный.

Аккумуляторы на основе кальция, как ожидается, станут более доступной и безопасной альтернативой литий-ионным. Энергоемкость такая же, а вот цена — еще ниже (особенно учитывая, что литий за последние полгода подорожал на мировых биржах в 6 раз!).

Кальций же намного доступнее лития, да и дешевле. Мировые запасы лития оцениваются примерно в 100 миллионов тонн. Большинство выявленных месторождений находятся в Чили и Австралии. Для сравнения: кальция в 2500 раз больше, он составляет три процента земной коры и занимает третье место по распространенности среди металлов после алюминия и железа.

Ну а «топливо» для такого аккумулятора (кислород) поступает прямо из воздуха. Аккумулятор можно встроить в текстильные волокна, чтобы шить «умную» одежду. Такую батарею можно гнуть и сворачивать, как угодно, и она будет работать.

Изобретатели из Фуданьского университета (Шанхай) даже уже сплели из этих волоконных аккумуляторов дышащий гибкий текстиль, способный питать электронные устройства, такие как смартфоны, планшеты, фитнес-браслеты, умные часы.

В ходе испытаний было установлено, что эти аккумуляторы выдержали более 500 циклов разрядки и зарядки и сохраняют 80 процентов своей емкости после 700 циклов. Правда, команде инженеров из Шанхая еще предстоит немалая работа, если кальций все же заменит литий — литий-ионные аккумуляторы могут выполнять 3000 циклов зарядки.

Последние новости
Цитаты
Всеволод Шимов

Политолог

Геннадий Зюганов

Председатель ЦК КПРФ

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня