Спрос на IT-специалистов из России на Западе, как ни странно, не только не снижается, а резко растет. Наших айтишников переманивают в Европу «видом на жительство» (ВНЖ). Мастера Information Technology получают там прописку в таких масштабах, что диву даешься, так и хочется уточнить, не ошиблись ли с запятой? Оказывается, нет, только за первый квартал текущего года рост запросов составил аж 233%! Самой гостеприимной оказалась Франция. Оттуда отечественных програмеров отрывают у нас с руками, несмотря на политическую ситуацию, а может и благодаря ей.
И разработчиков, и тестировщиков, и проектировщиков, и дизайнеров, и прочих IT-работников. Около 80% всех запросов приходилось на получение ВНЖ во Франции, еще около 10% - в Италии. В минувшем году спрос тоже рос, но не так шибко, только на 44%. Такое ощущение, что это были лишь разведчики. Кадровики считают, что наши квалифицированные сотрудники, имеющие уровень middle и senior, уезжают, чтобы не потерять компетенции российском рынке, который нынче стараются изолировать санкциями.
Генеральный директор HR-компании по привлечению IT-специалистов Sayhire Татьяна Юсупова акцентирует внимание на там, что это исследование опиралось на данные ВНЖ, а не рынка труда:
— В начале 2023 было трудно искать специалистов в офис, однако много разработчиков вернулись в страну после паники 2022 года. В 2024-м число вакансий не увеличено, дефицита IT-специалистов нет.
Я считаю, что количество заявок на ВНЖ сформировано людьми, уехавшими в 2022-м году и проживающими на территории другой страны без ВНЖ. Также эти два года они могут вести кочевой образ жизни, переезжая из страны в страну. То есть ВНЖ получают люди, которые уже находятся вне России. Не вижу по рынку труда нового оттока специалистов.
Кадровый голод не ощущается, особенно если иметь в виду IT-специалистов с распространенными технологиями. У компаний может быть кадровый голод, если у них нет возможности поднимать заработную плату, потому что с 2022 года в России происходит рост зарплат во многих сферах, особенно в сфере информационных технологий, считает эксперт…
Да, действительно, треть российских IT-специалистов уже переехали в какую-либо другую страну. Но некоторые только планируют так называемую «релокацию» в течение ближайшего времени, свидетельствуют результаты исследований. Кое-кто из айтишников переехал в другие регионы России, но таких немного, цифра 5−6% сопоставима с математической погрешностью. Большинство — больше половины — вообще никуда пока не переезжали.
Более семидесяти процентов компаний вообще не испытывают особых проблем с отъездом сотрудников за рубеж. Да, проблема отъезда разработчиков, программеров есть, но она не критична. И возникла эта проблема эмиграции высококвалифицированной рабочей силы из России не вчера и не два года назад. Про «утечку мозгов» мы уже лет тридцать говорим и пишем.
Ну и есть щекотливый момент: да, Минобороны нужны айтишники, Минцифры они нужны. Пошла реклама. А потом — бац! Задержали блогершу, которая во время своих стрим-марафонов набрала у населения миллионы и не поделилась ими с государством. А ведь делала она это не без помощи айтишников. Те сразу насторожились. Значит пока наша социальная реклама работает хуже невольной антирекламы.
Специалист по кибер-безопасности Арсений Кульбицкий уточняет, что Франция так привлекательна для наших айтишников именно потому, что не требует проживания на своей территории:
— Там можно даже не становиться налоговым резидентом. Французы, насколько я знаю, не требуют инвестирования для получения вида на жительство, а только подтверждения доходов. Между тем, другие западные страны понемногу начали сворачивать программы привлечения рабочей силы, доступные для россиян. У нас-то желающие переехать по-прежнему есть, но не надо забывать, что Индия с Китаем тоже не дремлют, а там айтишников немеряно.
«СП»: Наши государевы чиновники, например, глава Минцифры Максут Шадаев, утверждали, что заморачиваться над возвратом работников IT-сферы не нужно, специалисты и так возвращаются на Родину. Однако данных по числу вернувшихся не приводят.
— Такие данные есть. В 2023 году, по сведениям МВД, гражданство или вид на жительство за рубежом получили чуть ли не семьдесят тысяч россиян. Возвращаются мягко говоря не все, 85% остаются.
Российские IT-специалисты — по-прежнему желанные кадры для западных компаний. Релокация последних пары лет прошла можно сказать легко. Многие как работали на зарубежные компании или их дочерние структуры в России, так и работают. Только переехали в Грузию и Казахстан.
Но постепенно об этой релокации задумались уже физические лица, а не кадровики компаний. Простым людям для переезда важна легкость и прозрачность легализации в той или иной стране и низкие налоги.
«СП»: Сейчас у нас какая-то господдержка IT-сектора началась. Делает ли она работу в России более привлекательной и выгодной?
— Не для всех, а скорее только для начинающих. Уровень этой господдержки довольно высок, но специалисты все равно нервничают. Люди боятся проверок, штрафов и уголовки. А что вы хотели — до десяти лет за, например, за «утечку персональных данных». А состав правонарушения там — весьма неопределенный.
Да, Минобороны выпустило директиву, что айтишники не попадут под частичную мобилизацию. Но это для сотрудников аккредитованной компании, для тех, кто «задействован в разработке, развитии, внедрении, сопровождении и эксплуатации решений в области информационных технологий».
Хорошо бы чтобы обеспечение работы цифровой инфраструктуры обозначили в законе шире. Тогда бы люди никуда не ехали, потому что возможностей работы в России в принципе много. Не зря IT-индустрию назвали «стратегически приоритетной».
«СП»: Как же тогда утверждение, что российский IT-рынок «становится изолированным от глобального», и из-за этого, мол, многие продвинутые специалисты хотят уехать, чтобы работать в мировом сообществе, не теряя в своей стоимости и компетенциях?
— Границы по-прежнему открыты. Искусственные технические запреты преодолеваются с помощью тех же IT технологий.
Главное тут, мне кажется, то, что у наших компаний нет большого желания рушить отлаженные команды, сбегая за рубеж. Право и возможность удаленной работы из другой страны есть только у самых ценных кадров. И есть тенденция возвращения людей, если меняются правила игры в их пользу, считает эксперт…