Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

ЕГЭ — стань своим в экипаже «корабля дураков»

Нынешняя система оценки школьных знаний противоречит потребностям страны

3393
На фото: школьники во время досмотра перед началом сдачи единого государственного экзамена по физике.
На фото: школьники во время досмотра перед началом сдачи единого государственного экзамена по физике. (Фото: Владимир Смирнов/ТАСС)

Раздевание школьников перед сдачей ЕГЭ вызвало омерзение и возмущение по всей стране. Но я выражу несколько иное мнение. Предположим, школьница Петрова сумела спрятать в нижнее бельё миниатюрный радиопередатчик. А далее сумела в режиме жёсткого наблюдения провести сеанс связи, выяснить нужную информацию и грамотно использовать её при написании тестов.

Риторический вопрос, кто больше нужен стране, и кому отдать место в самом престижном ВУЗе — Петровой или зубриле Сидоровой, которая через несколько месяцев забудет заученную информацию и методы её использования?

Когда я поступал в МИФИ, там был огромный конкурс. Но в процессе учёбы выявилось множество неспособных зубрил. К примеру, моя приятельница-отличница через полгода после окончания МИФИ забыла закон Ома.

Читайте также

А кто не видел семейных скандалов:

— Дома некому розетку починить!

— А он у тебя кто по специальности?

— Экономист.

— А ты?

— Я МЭИ окончила, кафедру электромеханики!

Экзамен ЕГЭ порочен с самого начала. Вспомним, что о нём говорил ещё 20 лет назад Михаил Задорнов. Любой письменный тестовый экзамен необъективен. Поэтому письменный экзамен можно проводить только на элементарном уровне, дабы отсеять совершенно безграмотных претендентов, и только в качестве первого тура.

Письменный тест некорректен уже в силу возможности неоднозначных ответов. На вопрос «Когда началась Гражданская война в России?» есть десяток дат, которые можно считать правильными ответами, начиная с отречения Николая II и до мятежа белочехов.

Когда закончилась Гражданская война в России? Опять же несколько ответов — от ноября 1920-го до 1924 года: бегство Врангеля из Крыма, бегство Дитерихса из Владивостока, очищение от белогвардейцев Восточной Сибири и ухода японского флота с Камчатки.

А вот задачка из ЕГЭ по физике: Груз на вертикальной пружине проходит положение равновесия. Как при этом меняется потенциальная энергия?

Три ответа: увеличивается, уменьшается, не меняется.

Правильный ответ: отобрать у составителя диплом и дать ему хорошего пинка за полное незнание физики. Дело в том, что в этом случае потенциальная энергия системы в гравитационном поле уменьшается, а потенциальная энергия упругости пружины увеличивается. Дурак не объяснил, о чём идёт речь — об энергии сжатия пружины или об энергии гравитационного поля.

Обратим внимание, что катастрофа для абитуриента при двусмысленных вопросах происходит только на письменном экзамене (тесте). А на устном экзамене сдающий может объяснить всё преподавателю, а если тот не поймёт, то вызвать старшего преподавателя.

Большинство населения РФ уверены, что на ЕГЭ проверяются знания учащихся, полученные в школе. Увы, это не так. Простой пример: в ЕГЭ много лет обязательно присутствуют уравнения с параметром. При этом уравнение с параметром не изучают в школе и его нет в обычных школьных учебниках. Учителя отвечают: «Нанимайте репетиторов».

А зачем вообще нужны эти уравнения с параметром? В университетах на 2-м (!) курсе учащийся будет проходить функции нескольких переменных. И к этому курсу уравнения с параметром никакого отношения не имеют. А во многих технических вузах вообще не проходят функции нескольких переменных.

Из семи заданий 2-й части математики пять никогда не пригодятся даже в университетском курсе. Возьмём, к примеру, архисложные задачи с дикими построениями по геометрии. В вузах изучается только аналитическая геометрия (в координатах). А любые сверхсложные построения элементарно исполнить, используя компьютер. Отменили же у нас в школах черчение, рейсфедеры с тушью и др. А во всех вузах для изучения математического анализа и общей физики из геометрии хватает пары простых задач из первой части экзамена ЕГЭ по математике.

А вообще откуда вязалась система ЕГЭ? Её придумали в начале 1980-х годов во Франции. Туда из её бывших колоний хлынули миллионы мигрантов. Как олигархи, так и левые партии обрадовались и решили использовать мигрантов в своих корыстных целях, и выдвинули теорию «плавильного котла» (быстрая ассимиляция мигрантов).

Но тут возник вопрос, а что делать с неграмотными, незнающими французского языка и с совсем иным менталитетом детками мигрантов? И вот-то для них и была придумана тестовая система образования и сдачи экзаменов.

На фото: объявление на асфальте на одной из улиц Москвы, 2011 год.
На фото: объявление на асфальте на одной из улиц Москвы, 2011 год. (Фото: ТАСС/Артем Коротаев)

Сейчас все знают, что теория «плавильного котла» обанкротилась. Многие западные политики и историки считают, что благодаря мигрантам Западная Европа движется к катастрофе. Но в 2000 году группа лиц при невыясненных полностью до сих пор обстоятельствах навязала ЕГЭ России.

На фото: экзаменационные материалы единого государственного экзамена по информатике и ИКТ, Иваново, 2012 год.
На фото: экзаменационные материалы единого государственного экзамена по информатике и ИКТ, Иваново, 2012 год. (Фото: ТАСС/Владимир Смирнов)

Сторонники ЕГЭ утверждают, что ЕГЭ уравнивает школьников всех регионов. Но все преподаватели МГУ и большая часть населения страны отлично знает регионы, где сдать на все баллы ЕГЭ — раз плюнуть. В результате в МГУ на филфак заявляются персонажи, плохо говорящие по-русски.

На фото: вскрытие конверта с заданиями перед началом сдачи Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ) в одной из школ, Иваново, 2014 год.
На фото: вскрытие конверта с заданиями перед началом сдачи Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ) в одной из школ, Иваново, 2014 год. (Фото: ТАСС/Владимир Смирнов)

В Рособрнадзоре объявили, что «отказ от ЕГЭ возможен при появлении понятной и объективной альтернативы». Вопрос: а какие организации в РФ занимаются подготовкой оной альтернативы? Так что, Баба-ЕГЭ будет вечно живой?

На фото: журналисты во время демонстрации работы системы видеонаблюдения за проведением хода сдачи ЕГЭ в школах Санкт-Петербурга, 2014 год.
На фото: журналисты во время демонстрации работы системы видеонаблюдения за проведением хода сдачи ЕГЭ в школах Санкт-Петербурга, 2014 год. (Фото: ТАСС/Юрий Белинский)

Альтернатива ЕГЭ — это дореволюционная и советская системы образования. Экзамен должен проводиться в школе и только на основании школьного курса, прочитанного учителями, и на дюйм больше.

На фото: выпускники перед началом сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) по информатике в одной из школ Иваново, 2014 год.
На фото: выпускники перед началом сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) по информатике в одной из школ Иваново, 2014 год. (Фото: ТАСС/Владимир Смирнов)

Надо ввести внутренние экзамены во всех вузах, что и было до 2000 года. Преподаватели вузов должны знать, кого они принимают, а не слепо верить региональным деятелям, проводящим ЕГЭ на местах.

Читайте также

А чтобы преодолеть блат, подкуп и другие болезни, иногда проявлявшиеся в советской системе образования, в самые престижные вузы (МГУ, МГИМО и т. д.) экзамены надо проводить публично, то есть под несколькими телекамерами, включая независимые организации. И выдавать в Интернет в режиме реального времени. Смухлевать тут будет практически невозможно.

А как быть талантливым ребятам из бедных семей в удалённых сёлах? Я сам в 1990—2000-х годах получал десятки писем из регионов от 13−15-летних мальчишек: «Рядом с нашей деревней старинное городище, не позже Х века, я облазил, обмерил, нашёл то-то, пытался найти в литературе — ничего нет» или «Рядом усадьба князей Пупкиных, я нашёл их родословную до XIV века. А раньше что? Помогите, Александр Борисович!»

Отвечал я редко, только когда гарантированно знал. А так, про большинство городищ наши учёные мужи не ведают, а родословную Пупкиных надо искать в архивах минимум два месяца.

Вот и связываться бы с такими ребятами университетским мэтрам, чтобы растить на истфаке учёных, а не толстозадых зубрил — дочек «новых русских».

И так не только с историей, но и с математикой, физикой, программированием и др. Ищите, профессора, самородков по всей стране. Или по крайней мере дайте им знать, что Ломоносовых у нас ждут во всех университетах страны. Сами придут, без всяких ЕГЭ.

Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Михаил Федотов

Советник президента РФ по правам человека

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня