Западное экспертное сообщество продолжает обсуждать заявление заместителя министра промышленности и торговли России Василия Шпака о том, что в нашей стране создана установка, способная производить 350-нм чипы. По словам высокопоставленного чиновника Минпромторга, «мы собрали и изготовили первую отечественную литографию. Сейчас она тестируется в рамках технологической линии в Зеленограде».
Наиболее агрессивно отреагировали, как и ожидалось, «тупые» американцы. Издание технических новостей Tom’s Hardware успокоило не на шутку испугавшихся янки псевдонаучной статьей.
В ней говорится: «Мало того, что 350 нм — это каменный век, так еще более серьезной проблемой для России является то, что она, вероятно, совершенно неспособна поддерживать отечественную индустрию производства микросхем. У нее нет местной рабочей силы, способной управлять полномасштабным производством микросхем, и нет доступа к необходимому сырью».
Удивляет то, что статейку написал некий Антон Шилов, судя по всему, патологическая вырусь, которая даже не стала разбираться в сути вопроса. Впрочем, удивляться нечему.
Практически все материалы в американской желтой прессе, к которой стали относиться даже ранее респектабельные издания, такие как The New York Times, The Washington Post и так далее, в своем анализе опираются на доклад министра торговли США Джины Раймондо, сделанный ею в феврале 2022 года. Она на полном серьезе утверждала, что Россия начала использовать полупроводники из посудомоечных машин и холодильников для своей военной техники.
Тем не менее в Сети появился и серьезный анализ экспертов, знающих ситуацию изнутри. Например, на российских форумах пишут, что первый российский литограф 350 нм является глубокой переработкой белорусской установки совмещения и экспонирования ЭМ-5784, которую изготовляют на минском предприятии «Планар».
Сейчас об этом как-то не принято говорить, но в 1992 году советская промышленность вышла на литографию 500 нм и была готова к переходу на 350 нм на «Планаре». Как говорится, отдельный поклон батьке Лукашенко за то, что он смог сохранить компетенции по разработке литографических машин.
В отличие от ЭМ-5784 зеленоградский литограф-350 нм имеет в полтора раза большую площадь экспонирования 3,2×3,2 мм по сравнению с минской установкой, а также использует пластины 200 мм вместо 150 мм. Положа руку на сердце, можно сказать, что речь все-таки идет о получении россиянами бесценного опыта минских спецов, умноженного на новые знания.
Эксперты, которые, образно говоря, «шарят в теме», утверждают, что проблема состоит не в том, чтобы сделать литограф-350 нм, а в том, чтобы он был адаптирован к российской «чистой химии».
Именно на химическую мозоль в свое время давил всем знакомый западный агент влияния Чубайс, который утверждал, что ни одна страна мира не в состоянии в одиночку производить чипы.
Так вот: зеленоградский литограф, к сведению выруся Антона Шилова, работает только на национальном сырье, с помощью которого можно выпускать чипы до техпроцесса 90 нм, включительно. Чтобы двигаться глубже, нужно еще примерно три десятка особо чистых реагентов, над которыми сейчас успешно трудятся наши научные коллективы.
В частности, камнем преткновения считалась суспензия для выравнивания поверхности межуровневого диэлектрика, которая позволяет формировать надежные электрические соединения в системах с многоуровневой металлизацией. Теперь эта проблема позади — ее успешно решили современные русские «менделеевы».
Переход россиян от 350 нм до 130 нм, а потом и до 90 нм является эволюционным, то есть технически решаемой задачей — за базу возьмут лазеры с длинами волн 193 и 248 нм, которые изготовляются в России, и доведут дело до ума. Иначе говоря, зеленоградский литограф следующего поколения также станет глубокой переработкой испытываемой сегодня машины.
На профессиональном форуме американских чипмейкеров отмечается, что абсолютное большинство людей в мире находятся под влиянием рекламных пиарщиков, которые манипулируют техпроцессами для продвижения своих продуктов.
Так, инженер из AMD, комментируя российский литограф, пишет: «Технология с однозначным числом нм на самом деле не использует никаких элементов (транзисторов) меньше 18−20 нм, что всего в 4 раза меньше, чем у технологии 350 нм. Электронные снимки чипов 14 нм и 7 нм вообще не показали никаких различий. В данном случае увеличение числа транзисторов на единицу площади идет за счет многослойности».
Несмотря на условный переход тайваньцами к производству чипов 3−4-5 нм, на истребителях 5-го поколения F-22 и F-35 из-за требований безопасности используют чипы PowerPC примерно 100 нм. Для большинства машиностроительных технологий использование чипов 350 нм даже предпочтительнее из-за соотношения цены и надежности, чем, скажем, 28 нм чипов.
Более того, разрыв между техпроцессами 350 нм и, к примеру, 22 нм оценивается не в 30 лет, как строчат адепты секты «безунитазной Рашки», а 8−10 лет. Да, первые чипы 350 нм, такие как Pentium MMX, Pentium Pro и первые процессоры Pentium II, а также AMD K6 появились в 1995 и 1997 годах соответственно, но накопленные за это время знания позволяют пройти данный путь в разы быстрее.
Еще один умник из AMD строчит: «Разве история не показала нам, насколько опасно недооценивать Россию? Им потребовалось 50 лет, чтобы перейти от плугов к покорению космоса. Кто-нибудь действительно верит, что они все это время не разрабатывали свою собственную полупроводниковую технологию для военных целей? Откуда мы можем знать, что у них уже нет 35-нм чипа?».
В Сеть просочились также оценки западных разведывательных сообществ, скорее всего, намеренно слитые. За океаном считают, что «эта разработка (зеленоградского литографа) знаменует собой важную веху в развитии технологических возможностей России в области производства полупроводников… На данный момент неясно, как нынешний российский инструмент для литографии может использоваться в коммерческих целях, но можно предположить, что его основная цель — служить средством для разработки более сложных литографических машин… По значимости его появление можно сравнить с высадкой людей на Луну».
Умные американцы однозначно опасаются, что достижения России в области отечественных литографских машин принесут большую уверенность и мотивацию в нашу полупроводниковую промышленность, что в конечном счете приведет к существенному изменению в международной технологической конкуренции. Дескать, третьи страны однозначно поедут в Москву за литографами, чтобы обзавестись своей частью технологического суверенитета.
А теперь вишенка на торте: 15 лет назад Соединенные Штаты полностью потеряли технологические компетенции по выпуску литографов и сегодня целиком зависят от голландской компании ASML. А та крайне недовольна вводом санкций в отношении КНР, которая обеспечивала ей 70% выручки и стимулировала тем самым развитие новых машин. Потеря китайских денег уже привела к сворачиванию ряда инновационных проектов.
Так что даже и с «допотопным», но собственного производства литографом мы Штаты уже обошли — у них и такой сделать не могут.