Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Александр Горбунов отправится на МКС спасать американский экипаж корабля Starliner

Иван Моисеев: «У НАСА и у РАН общая проблема — никто не отвечает за неудачи»

11004
На фото: космонавт Александр Горбунов (в центре) во время тренировки в гидролаборатории Центра подготовки космонавтов. Резервуар (диаметр 23 м, высота 12 м, заполненный 5000 тонн воды. Температура около 30 градусов Цельсия) служит для имитации невесомости
На фото: космонавт Александр Горбунов (в центре) во время тренировки в гидролаборатории Центра подготовки космонавтов. Резервуар (диаметр 23 м, высота 12 м, заполненный 5000 тонн воды. Температура около 30 градусов Цельсия) служит для имитации невесомости (Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС)
Материал комментируют:

Вторая неделя сентября оказалась богатой на новости, связанные как с российской, так и с американской космическими программами. Всех интересовало, что же будет с экипажем корабля Starliner компании Boeing, интриговала и российская лунная программа.

История экипажа Starliner вызывает сочувствие. Опытные астронавты: Барри Юджин «Бутч» Уилмор и Сунита Лин Уильямс — 5 июня вдвоём начали первый пилотируемый испытательный полет семиместного многоразового Starliner. В НАСА словно чувствовали, что рисковать семерыми еще не время. Особенно если учесть, что запуск Starliner в беспилотном режиме уже закончился неудачей.

Предчувствия не обманули. Starliner столкнулся с большим количеством неисправностей, но всё же смог пристыковаться к МКС, где Бутч и Сунита начали ремонт.

Увы, работы не увенчались успехом. Более того, Starliner стал опасен для американского модуля станции.

Читайте также
Изменение климата: Землю сотрясало 9 дней – так таяла Гренландия Изменение климата: Землю сотрясало 9 дней — так таяла Гренландия «Мы своими глазами наблюдаем признаки глобального потепления. И в то же время — глобального похолодания»

В начале сентября Бутч сообщил в Хьюстон, что корабль издаёт странные звуки, которые «могут быть связаны с аномалией между Starliner и МКС», и дал Земле послушать их в микрофон.

К счастью, корабль удалось отстыковать от станции, после чего он совершил аварийную посадку на Землю. Однако Бутч и Сунита остались на МКС. В результате сейчас на околоземной орбите находятся сразу 19 человек, чего еще не было никогда.

В порядке ротации в ближайшее время МКС покинут трое на нашем «Союзе», однако для Бутча с Сунитой на нём места нет.

Между тем — это уже не молодые астронавты. Бэрри Уилмору 61 год, а легендарной Суните Уильямс (обладательнице рекорда среди женщин по количеству суток, проведенных в космосе) — 58 лет. Продолжительность их полета, по плану, должна была составить всего 8 суток, а они задержались на орбите уже на три месяца, пошел четвёртый.

Российская сторона предлагала доставить двух американцев на землю своим «Союзом», но получила отказ. А сейчас уже и возможности нет.

На станции в настоящий момент два «Союза». Один из них доставил на МКС американского астронавта NASA Дональда Петтита. На основании соглашения между «Роскосмосом» и NASA о перекрестных полётах наших космонавтов на американских кораблях Crew Dragon и астронавтов на российских «Союз МС», этот корабль останется на орбите на весь период работы Петтита, а это — более 200 суток. Компанию американцу в длительной экспедиции составят россияне Алексей Овчинин и Иван Вагнер.

Другой «Союз» на днях отчалит к Земле с уже утверждённым американо-российским экипажем возвращенцев.

Тем временем, Бутч и Сунита освободили американский стыковочный узел от Starliner, и туда мог бы причалить Crew Dragon Илона Маска.

Но у того на эти дни были свои планы. 11 сентября миллиардер запустил Crew Dragon с коммерческой миссией: прокатить четверых туристов. В экипаж вошли бизнесмен Джаред Айзекман, бывший военный летчик Скотт «Кидд» Потит, руководитель программы подготовки астронавтов компании SpaceX Сара Гиллис и главный инженер по космическим операциям SpaceX Анна Манон.

Коммерческий полет стал историческим: впервые на борту не было ни одного профессионального астронавта, а корабль поднялся на самую высокую для пилотируемой космонавтики орбиту — 1400 км. Прошлый рекорд — 1373 км был установлен в 1966 году экипажем из двух астронавтов НАСА на корабле Gеmini 11.

И, наконец, впервые в истории космические туристы выходили в открытый космос, а для полноты ощущений посадка была осуществлена в море у побережья штата Флорида и завершилась водной прогулкой.

Впрочем, пускай и не в первую очередь, Маск все-таки заберет Бутча и Суниту с МКС. Для их эвакуации уже подготовлен экипаж из двух человек: это командир корабля астронавт NASA Ник Хейг и специалист миссии из «Роскосмоса» Александр Горбунов.

Они стартуют к МКС на Crew Dragon с двумя пустыми креслами — для Бутча и Суниты. Но точные сроки взлёта ещё уточняются.

На фоне страстей вокруг пилотируемой космонавтики, немножко померкли новости о российской лунной программе.

Научный руководитель Института космических исследований РАН и первого этапа лунной программы РФ академик Лев Зелёный предложил не запускать «Луну-26», и «Роскосмос» поддержал данное предложение.

Интересно, что ранее сообщалось: «Луна-26» уже готова, и может стартовать в текущем или 2025 году.

Теперь вместо «Луны-26» предполагается сделать сразу две одинаковых «Луны-27», которые совершат свои миссии с разницей в полгода в 2028 году.

— Делать два одинаковых аппарата — дешевле. Такой подход практиковался в советское время и оправдывал себя. Деньги для изготовления и отработки «двойного железа» практически те же, что для одного спутника, поскольку все делается на одном стенде. А вот гарантии, что все будет выполнено, больше, — пояснил Лев Зелёный, но добавил ещё, что и этот вопрос до конца не решён:

— Госкорпорация «Роскосмос» тоже, к сожалению, не печатает деньги, поэтому окончательного решения нет, — признался академик.

Читайте также
«Летающий Чернобыль»: почему на Западе так боятся новой российской стратегической ракеты «Летающий Чернобыль»: почему на Западе так боятся новой российской стратегической ракеты Действительно ли у нашего изделия «вечный двигатель» и где будет место базирования «Буревестника»

Ни для кого не секрет, что «Роскосмос» сейчас очень серьёзно занимается теми из космических проектов, которые востребованы для решения задач СВО. Однако лунной программе это вредить не должно — оборонные заказы для космической отрасли финансируются отдельно, а основные государственные инвестиции в освоение спутника Земли уже сделаны, причём задолго до СВО.

Что происходит с государственными мирными космическими программами в России, да и в США тоже? Ведь и за океаном НАСА постоянно оказывается в отстающих по сравнению с частником Маском? На этот вопрос «Свободной Прессы» ответил научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев:

— У меня уже около 20 лет возникает ощущение, что Академия наук избрала такую политику: все программы и проекты РАН откладывать на несколько лет под разными предлогами.

К примеру, «Луна-25», которая разбилась год назад, начала исполняться в 2006 году, и должна была полететь не позднее 2014 года. Но её всё время откладывали: на год, на два. Причины назывались разные, множественные.

Это касается не только космоса.

Почему так делается — нужно спрашивать у РАН. Я предполагаю, что это связано с двумя вещами. Первая: чем дольше исполняется проект — тем дольше он финансируется. Фактически срыв сроков даёт дополнительные гарантии стабильности исполнителям.

И вторая причина — за срыв этих сроков никто не отвечает. Раньше за это наказывали, а сейчас — такое ощущение, что даже приветствуют. Так всем спокойнее.

«СП»: Иван Михайлович, а с государственной гражданской космонавтикой в США происходит не то же самое? Частная программа Илона Маска несоизмеримо эффективнее…

— Очень похоже. Чиновники НАСА открыли своим старым друзьям из корпорации Boeing финансирование корабля многоразового использования Starliner. Прошло много лет. Оба корабля Starliner — и в пилотном, и в беспилотном режиме закончили свои миссии неудачей.

Здесь у НАСА и у РАН общая проблема: никто не отвечает за неудачи.

А за это время Маск сделал множество кораблей, приспособил их для обслуживания МКС, и катает туристов, что приносит ему большие деньги. Начали Маск и Boeing в одно и то же время, а результат поразительно разный.

«СП»: Частники в космической отрасли показывают себя лучше, чем государство. Может быть, и в России отдать «часть космоса» предпринимателям?

— Об этом давно в нашей отрасли идут разговоры. Что-то пробовали делать со средним бизнесом, но опыт был скорее негативным. А крупный частный бизнес России считает, что космос не принесет ему желаемой прибыли.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Анатолий Альтштейн

Доктор медицинских наук, профессор НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи, вирусолог

Геннадий Зюганов

Председатель ЦК КПРФ

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня