Первый запуск перспективной ракеты-носителя «Союз-5» в очередной раз переносится. Теперь — на 2026-й год.
Эта ракета должна была прийти на смену многолетней труженице «Союз-2», которая вывела на орбиту уже около 150 кораблей и крупнотоннажных спутников.
«Союз-2» вместе с её модификациями изготавливается в Самаре и служит с 2004 года. Она надёжна (только 3 отказа за всю историю эксплуатации), но у самаритянки в последние годы стал проявляться один недостаток: полезная нагрузка уже не отвечает современным требованиям.
На низкую околоземную орбиту (H = 200 км) «Союз-2» выводит не более 7480 кг. При этом до МКС (Н = 419 км в среднем) корабль, выведенный в космос самаритянкой, должен идти своим ходом, тратя собственное топливо.
На солнечно-синхронную орбиту (Н = 820 км) самаритянка может вывести 4350 кг, а на самую востребованную для спутников связи геостационарную орбиту (Н = 36000 км) — всего 1300 кг.
Показатели «Союза-5» в 2−2,5 раза выше.
Действительный член Российской академии космонавтики им. Циолковского Александр Железняков объяснил многократные переносы первого старта новой ракеты недостатком финансирования отрасли.
— График первоначальный уже несколько раз корректировался. Если нет денег — не удаётся провести все необходимые работы, мероприятия, проверки, это вынужденная мера, — пояснил инженер и академик.
Кроме того, Александр Железняков отметил, что в задержке нет ничего страшного: «Это — не краеугольный камень нашей космонавтики».
От углубления в подробности проекта «Союз-5» академик воздержался. На не раскрытые Железняковым вопросы «Свободной Прессе» ответил научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев:
«СП»: Иван Михайлович, после пояснений Российской академии космонавтики повис вопрос: если ракета «Союз-5» не так уж и нужна, то зачем мы её делаем? А если нужна — почему нет финансирования?
— Ситуация вокруг этой ракеты и история «Союз-5» — достаточно печальны. Это — совместный проект России и Казахстана, который мы начали делать ещё в 2004 году, когда предполагалось, что космонавтика будет бурно развиваться.
Она и начала бурно развиваться, но только не у нас с Казахстаном.
Основная идея ракеты была в том, что она станет носителем многоразовых космических кораблей нового поколения.
Но получилось так, что Россия (за исключением спутников для Министерства обороны — «СП») стала запускать всё реже. В 2023 году было 19 пусков, в текущем — скорее всего — окажется ещё меньше (при этом США и Китай запускают суммарно около 300 в год — «СП»).
Для текущих потребностей нам хватает кораблей «Союз», которые уже существуют, и модификаций ракеты «Союз-2». Все другие ракеты, а это не только «Союз-5», но и многоразовая «Амур-СПГ», попали в такую ловушку: ракеты делаются, но задач для них пока не просматривается.
«СП»: Ракета «Союз-5» есть, а корабля нового поколения для неё не существует?
— Ракета готова. А корабля ещё нет. Точнее говоря, — есть большая линейка названий российских многоразовых кораблей: «Орёл», «Федерация»… Они ничем не хуже, чем у Маска, однако в завершённом виде их не существует.
Но для ракеты «Союз-5» проблема в другом. Новый корабль решено делать под «Ангару», которая в этом году уже прошла успешные испытания.
«СП»: И российско-казахстанская ракета оказалась совсем не нужна?
— Можно сказать, что для этой ракеты сейчас делается 15-тонный спутник. Только он не делается. И планов таких нет.
«СП»: То, что ракета «засыпает», может уменьшить интерес Казахстана к космической отрасли?
— Так и происходит. Казахстан получал «из космоса» достаточно большие деньги, когда мы запускали иностранные спутники. С тех пор ситуация изменилась: коммерческие, выгодные спутники нам на запуск больше не отдают. (Россия запускает американских астронавтов, но делает это бесплатно, по обмену — «СП»).
Нет выгоды — падает интерес.
«СП»: Казахстан может попросить Россию с Байконура?
— Нас никто не гонит, контракт на аренду подписан до 2050 года, но в связи с тем, что мы запускаем с Байконура всё меньше, встаёт вопрос: а стоит ли платить 115 млн долларов ежегодно. Вот закончится работа МКС в 2028 году, и Байконур нам станет не нужен.
«СП»: После затопления МКС в Тихом океане, Россия скоро сделает что-то новое на орбите?
— По плану — ко времени завершения МКС, в 2028 году — у нас уже должны быть выведены на орбиту первые модули новой станции. Это вполне реально. Но не менее реально то, что с новой орбитальной станцией будет примерно так же, как с «Союзом-5» и с новой нашей экспедицией на Луну.
Никто эти проекты не закрывает и не собирается закрывать, но сдвигать их вправо можно бесконечно. Это — такие проекты, которые нам по силам быстро реализовать, но ничто не мешает затягивать ещё на 20 лет. Во втором случае всё финансирование будет утекать в песок.