Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Новейший российский авиационный двигатель уникален — только вот не годится для самолётов

Даже если придумаем лучшие в мире авиадвигатели, у нас попросту негде и некому их производить

28653
Новейший российский авиационный двигатель уникален - только вот не годится для самолётов
Фото: ЦИАМ
Материал комментируют:

Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) презентовал свои новые разработки — гибридные силовые установки (ГСУ) для региональных самолётов.

Одна из них — для лайнера вместимостью около 30 человек — уже испытана. ГСУ была установлена на нос самолета Як-4ОЛЛ. Воздушный винт приводится во вращение электромотором, который получает энергию от аккумуляторов и генератора, вращаемого газотурбинным двигателем. В итоге вместо трёх реактивных двигателей — Як тянула одна ГСУ.

Другой мотор — для лайнера вместимостью до 80−100 человек — готовится к испытаниям. Этот двигатель тоже будет тянуть один за двоих или троих, а в качестве хладагента использовать жидкий водород.

Генеральный директор предприятия Андрей Козлов отметил, что применение жидкого водорода в качестве хладагента и другие новшества в три раза увеличат мощность ГСУ. Как отметил менеджер, наши самолеты, как правило, летают на двух или трёх двигателях, теперь можно будет использовать один.

Читайте также
Россия готова лететь на Луну вместе с китайцами – но желательно не в роли шерпы-носильщика Россия готова лететь на Луну вместе с китайцами — но желательно не в роли шерпы-носильщика Неудача с «Луной-25» не должна останавливать работу, перерывы в космической гонке слишком дорого обходятся

Вот это-то как раз и смущает. Главная беда отечественного авиапрома — отсутствие двигателей для тех двухмоторных самолётов, которые уже есть. А новый двигатель предназначен для одномоторных самолётов, которых ещё нет даже в проекте.

Или все-таки конструкторам удастся приспособить ГСУ для существующих российских моделей авиалайнеров?

Об этом «Свободной Прессе» рассказал главный конструктор КБ-602 Московского авиационного института Дмитрий Дьяконов.

«СП»: Дмитрий Александрович, существует ли практическая польза от ГСУ для современной авиации, или взгляд нацелен в очень далёкое будущее?

— Я думаю, что гибридная силовая установка вообще не будет применяться в серьёзной авиации, даже в будущем. Что бы ни говорили о её мощности, но чем больше элементов преобразования энергии, — тем ниже надёжность и КПД.

Что касается экономических показателей — они тоже не выдержат критики. Вот создатели ГСУ говорят, что будут поддерживать температуру хладагента — водорода — минус 253 градуса. Для этого нужен холодильник, который потребляет много энергии. Это — не бесплатно.

Поэтому я думаю, что это — просто хайп. Все порадовались, и скоро об этом моторе применительно к авиации забудут.

Сегодня у нас очень большой провал по части авиамоторов — тех, которые экономичны и пригодных для серийной сборки в российских условиях. Речь о газотурбинных и поршневых двигателях для гражданской авиации. Лучше было бы заняться этим.

«СП»: Тогда зачем эта ГСУ создавалась за государственный счет в авиастроительном учреждении?

— Самое лучшее финансирование получают передовые разработки. В своё время на заседании одной из экспертных групп был представлен на защиту футуристический летательный агрегат вертикального взлёта. Было ясно, что это никогда не полетит.

Я спросил у его проектировщиков в кулуарах: а почему бы вам не сделать обычный суперсовременный вертолёт, на пике всех проверенных технологий? Они ответили: на простой летательный аппарат денег никто не даст, а на такой — дадут. А то, что дальше не будет никакого применения — неважно.

Это — сложная комбинация денежных путей, которые заканчиваются профанационными проектами.

Читайте также
Владимир Олейник: Когда Россия возьмёт Шевченковское месторождение лития, Запад начнёт переговоры с Москвой. Но уже без Украины Владимир Олейник: Когда Россия возьмёт Шевченковское месторождение лития, Запад начнёт переговоры с Москвой. Но уже без Украины «Американцам придется искать компромисс, чтобы Россия не национализировала ресурсы, которые они купили у незаконной киевской власти».

Некоторые из исследований ЦИАМ частично могут быть востребованы. Будущее у гибридных установок есть — но не в авиации. К тому же могут найти применение отдельные технические решения. Например — тот же холодильник. В перспективе на него возможен хороший спрос.

Система электродвигателя, который будет охлаждаться хладагентом с такими низкими температурами, может быть востребована в железнодорожном транспорте. Допустим, РЖД не хочет это финансировать, ну и пустили эту историю о обход, через авиапром.

Член Общественного совета Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов тоже не уверен в перспективе ГСУ для авиации, хотя и не считает такую попытку полной профанацией:

— То, что ЦИАМ опубликовал информацию о принципиально новом двигателе — хорошая новость. Абсолютно новые подходы можно только приветствовать.

Но в той ситуации, где находится сейчас наш авиапром, конечно, нужно заниматься другим: технологиями, которые позволят начать массовое производство здесь и сейчас.

Нам нужно болеть о том, как довести до ума двигатели ПД-14, ПД-8. Как их усовершенствовать, чтобы они имели более мощную тягу, не такой высокий расход керосина. И главное — чтобы эти двигатели имели нормальный ресурс. Мы не можем себе позволить двигатель с ресурсом в 1000 часов, как это было раньше. С таким ресурсом ни одна авиакомпания его не купит.

«СП»: Двигатели ПД-14 и ПД-8 уже давным-давно презентованы, их производство не начинается из-за плохого ресурса?

— Ресурс должен быть такой, как у Rolls-Royce и других ведущих производителей — десятки тысяч часов до капремонта, в зависимости от модели. У нас ещё ПД-14 и ПД-8 слишком мало налетали.

Они еще не прошли сертификацию. Все это нужно ускорить.

Следующий момент. Программа развития авиапрома, которую подписало правительство, — 1000 самолётов за несколько лет — предполагает 2000 авиадвигателей.

А где мы их будем собирать? А кто из смежников уже готов производить комплектующие для них? А на каких станках мы будем делать эти комплектующие в большом количестве? У нас уже хватает этих станков? А рабочих и инженеров уже хватает?

Вот о том, как создать эти мощности — в правительственной программе не сказано ничего. Поэтому даже если изобретатели моторов завтра предоставят нам ассортимент великолепных моделей — это проблему не решит.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Арсений Кульбицкий

Специалист по кибер-безопасности

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня