среда, 25 декабря
совместно с Жэньминь жибао

Это точно не нефть! Китай решил, что для него — энергетика будущего

В России о таком топливе даже не слышали

5251
Это точно не нефть! Китай решил, что для него – энергетика будущего
Фото: Costfoto/Keystone Press Agency/Global Look Press

Гонконг хочет стать глобальной столицей зеленого топлива для авиации и морского судоходства. Причем конкурируют с Гонконгом другие китайские мегаполисы, особенно Шанхай и Шэньчжэнь.

Самолеты в них заправляют уже не привычным авиакеросином, а устойчивым авиатопливом (SAF). Почти наверняка, вы про такое не слышали, потому что в России оно почти не используется. А вот в Китае, наоборот, скоро обычного авиакеросина вообще не останется.

Устойчивое авиатопливо — это биодизель, который используется в коммерческой авиации. Оно может производиться из различных источников сырья, включая отходы масла и жиров (даже обычное кулинарное масло), некормовые культуры. Устойчивое авиатопливо также может быть произведено синтетически: для этого достаточно уловить и переработать углерод прямо из атмосферы.

Читайте также
Долечу? Не долечу? Гражданская авиация России превратилась в смертельную лотерею Долечу? Не долечу? Гражданская авиация России превратилась в смертельную лотерею «Объединение всех КБ в одну структуру будет означать смерть нашего самолетостроения»

Такое топливо называется «устойчивым», поскольку его сырье не конкурирует с продовольственными культурами и не приводит к деградации лесов. В отличие от ископаемых видов топлива (нефть, уголь, газ), которые при сжигании выбрасывают вредоносный углерод в атмосферу, устойчивое авиатопливо, напротив, «запечатывает» углекислоту. Ведь ранее она уже была поглощена биомассой из атмосферы.

Сейчас, правда, ни в одном аэропорту планеты нет инфраструктуры, чтобы самолеты заправляли только устойчивым топливом. Его смешивают с привычным авиакеросином, но в разных пропорциях. В настоящее время устойчивое топливо смешивается с керосином, обычно в соотношении не менее 50%, однако технически нет препятствий для полного заправки самолетов биотопливом.

По оценкам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), благодаря стараниям Китая устойчивое авиатопливо позволит на две трети сократить выбросы углекислоты. А значит, замедлить глобальное потепление. Таким образом, к 2050 году авиация перестанет быть виновником глобального потепления: благодаря новому биотопливу самолеты будут поглощать больше углекислоты, чем выбрасывать.

Эксперты ожидают, что уже в 2030-е годы во всем мире авиация перейдет на устойчивое топливо. Правда, это станет возможно только за счет господдержки: к сожалению, пока что традиционные нефтепродукты значительно доступнее, чем биотопливо. И пионером «зеленой авиации» станет именно Китай.

Конечно, предстоит пройти еще серьезный путь: к сожалению, менталитет бизнесменов меняется слишком медленно, и они все еще слишком настороженно относятся к «зеленым» технологиям. Как пишет гонконгское издание South China Morning Post (SCMP), уже через несколько лет ситуация полностью изменится: те, кто не использует «зеленые» технологии, окажутся аутсайдерами.

В Гонконге морская и портовая отрасли ежегодно приносят экономике более 115 млрд гонконгских долларов (примерно $15 млрд), в этой отрасли работает 75 тысяч человек. А флагманский авиаперевозчик Cathay Pacific Airways предоставляет работу более чем 22 тысячам горожан. Естественно, владельцы бизнеса, которые не идут в ногу с «зеленой» повесткой, могут поставить под угрозу эти десятки тысяч работников.

Читайте также
За что вы, девочки, мигрантов любите? За что вы, девочки, мигрантов любите? Браки с «ближними иностранцами» бывают и по любви, но по расчету — чаще

— Экологически чистое топливо становится все более необходимым для судов, которые будут курсировать между Восточной Азией и Европой, — комментирует Хинг Чао, председатель Гонконгской палаты судоходства и исполнительный председатель Wah Kwong Maritime Transport.

Эксперты утверждают, что будущее авиации Китая напрямую связано с «зеленой» энергетикой. Власти Китая давно требуют от авиаперевозчиков сократить вредоносные углеродные выбросы за счет использования новых экономных самолетов и применения биотоплива.

Как пишет China Civil Aviation News, в рамках пилотного проекта «зеленой авиации», Китай перевел 12 популярных рейсов на устойчивое топливо.

Пилотные рейсы будут выполняться такими авиакомпаниями, как Air China, China Eastern Airlines и China Southern Airlines, и будут проходить через ключевые аэропорты в Пекине, Чэнду, Чжэнчжоу и Нинбо. Второй этап проекта планируется на 2025 год с увеличением числа участников.

Первый тестовый полет с использованием устойчивого биотоплива в Китае состоялся еще в 2011 году, однако до массового коммерческого использования еще далеко. Если в будущем году Китай потребит 20 тысяч тонн устойчивого топлива (это около 0.2% от годового потребления авиакеросина в стране), то, согласно прогнозам бухгалтерской фирмы Deloitte, к 2030 году спрос составит уже 3 млн тонн, а к 2050 году вырастет до 86 млн тонн.

— Наибольшей проблемой для авиакомпаний при использовании устойчивого авиатоплива является то, что его цена все еще в три-пять раз выше, чем у традиционного авиакеросина, — говорит Се Синьцюань, региональный вице-президент Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) в Северной Азии.

Однако очень быстро этот разрыв устранят. С учетом низких затрат на производство топлива, обилия сырьевых материалов и быстрого роста авиационного рынка, Китай уже через несколько лет станет ключевым игроком на рынке" зеленого" авиатоплива, пишет China Civil Aviation News.

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня