Это точно не нефть! Китай решил, что для него — энергетика будущего
В России о таком топливе даже не слышали
Гонконг хочет стать глобальной столицей зеленого топлива для авиации и морского судоходства. Причем конкурируют с Гонконгом другие китайские мегаполисы, особенно Шанхай и Шэньчжэнь.
Самолеты в них заправляют уже не привычным авиакеросином, а устойчивым авиатопливом (SAF). Почти наверняка, вы про такое не слышали, потому что в России оно почти не используется. А вот в Китае, наоборот, скоро обычного авиакеросина вообще не останется.
Устойчивое авиатопливо — это биодизель, который используется в коммерческой авиации. Оно может производиться из различных источников сырья, включая отходы масла и жиров (даже обычное кулинарное масло), некормовые культуры. Устойчивое авиатопливо также может быть произведено синтетически: для этого достаточно уловить и переработать углерод прямо из атмосферы.
Такое топливо называется «устойчивым», поскольку его сырье не конкурирует с продовольственными культурами и не приводит к деградации лесов. В отличие от ископаемых видов топлива (нефть, уголь, газ), которые при сжигании выбрасывают вредоносный углерод в атмосферу, устойчивое авиатопливо, напротив, «запечатывает» углекислоту. Ведь ранее она уже была поглощена биомассой из атмосферы.
Сейчас, правда, ни в одном аэропорту планеты нет инфраструктуры, чтобы самолеты заправляли только устойчивым топливом. Его смешивают с привычным авиакеросином, но в разных пропорциях. В настоящее время устойчивое топливо смешивается с керосином, обычно в соотношении не менее 50%, однако технически нет препятствий для полного заправки самолетов биотопливом.
По оценкам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), благодаря стараниям Китая устойчивое авиатопливо позволит на две трети сократить выбросы углекислоты. А значит, замедлить глобальное потепление. Таким образом, к 2050 году авиация перестанет быть виновником глобального потепления: благодаря новому биотопливу самолеты будут поглощать больше углекислоты, чем выбрасывать.
Эксперты ожидают, что уже в 2030-е годы во всем мире авиация перейдет на устойчивое топливо. Правда, это станет возможно только за счет господдержки: к сожалению, пока что традиционные нефтепродукты значительно доступнее, чем биотопливо. И пионером «зеленой авиации» станет именно Китай.
Конечно, предстоит пройти еще серьезный путь: к сожалению, менталитет бизнесменов меняется слишком медленно, и они все еще слишком настороженно относятся к «зеленым» технологиям. Как пишет гонконгское издание South China Morning Post (SCMP), уже через несколько лет ситуация полностью изменится: те, кто не использует «зеленые» технологии, окажутся аутсайдерами.
В Гонконге морская и портовая отрасли ежегодно приносят экономике более 115 млрд гонконгских долларов (примерно $15 млрд), в этой отрасли работает 75 тысяч человек. А флагманский авиаперевозчик Cathay Pacific Airways предоставляет работу более чем 22 тысячам горожан. Естественно, владельцы бизнеса, которые не идут в ногу с «зеленой» повесткой, могут поставить под угрозу эти десятки тысяч работников.
— Экологически чистое топливо становится все более необходимым для судов, которые будут курсировать между Восточной Азией и Европой, — комментирует Хинг Чао, председатель Гонконгской палаты судоходства и исполнительный председатель Wah Kwong Maritime Transport.
Эксперты утверждают, что будущее авиации Китая напрямую связано с «зеленой» энергетикой. Власти Китая давно требуют от авиаперевозчиков сократить вредоносные углеродные выбросы за счет использования новых экономных самолетов и применения биотоплива.
Как пишет China Civil Aviation News, в рамках пилотного проекта «зеленой авиации», Китай перевел 12 популярных рейсов на устойчивое топливо.
Пилотные рейсы будут выполняться такими авиакомпаниями, как Air China, China Eastern Airlines и China Southern Airlines, и будут проходить через ключевые аэропорты в Пекине, Чэнду, Чжэнчжоу и Нинбо. Второй этап проекта планируется на 2025 год с увеличением числа участников.
Первый тестовый полет с использованием устойчивого биотоплива в Китае состоялся еще в 2011 году, однако до массового коммерческого использования еще далеко. Если в будущем году Китай потребит 20 тысяч тонн устойчивого топлива (это около 0.2% от годового потребления авиакеросина в стране), то, согласно прогнозам бухгалтерской фирмы Deloitte, к 2030 году спрос составит уже 3 млн тонн, а к 2050 году вырастет до 86 млн тонн.
— Наибольшей проблемой для авиакомпаний при использовании устойчивого авиатоплива является то, что его цена все еще в три-пять раз выше, чем у традиционного авиакеросина, — говорит Се Синьцюань, региональный вице-президент Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) в Северной Азии.
Однако очень быстро этот разрыв устранят. С учетом низких затрат на производство топлива, обилия сырьевых материалов и быстрого роста авиационного рынка, Китай уже через несколько лет станет ключевым игроком на рынке" зеленого" авиатоплива, пишет China Civil Aviation News.