Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Шасси для Америки: Россия променяла «Суперджеты» на Boeing

Константин Смирнов: Военные самолёты мы делаем лучше всех, а с пассажирскими лайнерами есть вопросы

16004
Шасси для Америки: Россия променяла «Суперджеты» на Boeing
Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС
Материал комментируют:

Российский авиапром всерьёз взялся за производство американских самолётов семейства Boeing. Как сообщает таможня США, в 2024 году экспорт российских деталей для американских самолётов вырос в 1,6 раза.

Самыми востребованными для американских самолётов оказались российские стойки шасси. Это и не удивительно. Данные элементы шасси делаются из уникального сплава титана и никеля, рецептура которого известна только металлургам из Норильска.

Но возникает вопрос: почему промышленность России помогает делать американские самолёты, но производство российских самолётов буксует. Мы не видим на авиалиниях новых «Суперджетов», «Тушек», «Илов».

О том, почему Россия вкладывается в американские самолёты, но никак не может наладить производство своих собственных — «Свободной Прессе» рассказал независимый экономический обозреватель Константин Смирнов.

Читайте также
Невероятное-14: "Подсанкционный" Ту-214 оказался круче, чем Боинг 737 Next Невероятное-14: «Подсанкционный» Ту-214 оказался круче, чем Боинг 737 Next Американские авиастроители попали в «цикл страдания», не в силах создать что-то новое

— Говорить о том, что Россия не делает свои самолёты, — не верно. Я не выдам большой военной тайны, если скажу, что в 2024 году Россия построила более, чем 200 самолётов. Но все эти две сотни — самолёты военного назначения.

«СП»: А где гражданские самолёты — для пассажиров?

— Вы вот пройдите по «авиационному кварталу» в городе Комсомольск-на-Амуре. Два авиационных завода там разделены обычной проезжей частью. Если идти с юга, то справа военный завод, а слева — гражданский, и расстояние между ними — 30 метров.

Но разница — большая. Военный самолёт имеет право упасть и разбиться. У самолёта, который перевозит пассажиров, нет права упасть. Поэтому военные самолёты делаются быстро. Гражданские — долго.

Поэтому до тех пор, пока у нас нет довольно надёжного своего самолёта — лучше мы будем делать запчасти для Boeing. Пока полетаем на американском.

Придет время, когда «Суперджет» и МС-21 докажут свою надёжность. И в том же Комсомольске-на-Амуре (слева от светофора) их сделают столько, сколько нужно.

«СП»: Чем американские гражданские лайнеры лучше российских?

— Я несколько раз был в сборочных цехах Boeing, которые расположены в городе Сиэтл. В 1995 году я там обратил внимание, что на готовом самолёте отсек для чемоданов (над головами пассажиров) не смонтирован.

Создатели лайнера рассказали мне, что этот «чемоданный модуль» является проблемой самолёта. Поэтому самолёт не уйдёт в эксплуатацию, пока полку не сделают.

Они выставили на тендер заказ: кто им сделает эти полки в самолёт для личного груза. Через некоторое время я узнал, что конкурс выиграло предприятие из России. И все самолёты Boeing с тех пор так до сего дня и летают с багажными полками для чемоданов, сконструированными в России.

Строители самолётов в США уделяют внимание каждой мелочи.

Читайте также
Болгария выставила Украине "Бессарабский счет", в Киеве истерика Болгария выставила Украине «Бессарабский счет», в Киеве истерика Незалежная стоит перед выбором: раздел страны или мир на условиях Путина и Трампа

Важно, что производители американских самолётов тщательно прорабатывают каждую деталь, а не только хвост и крылья. Над туалетами в американских самолётах вся Япония 30 лет работала, чтобы в эти туалеты было удобно ходить пассажирам в ходе полёта.

А у России пока — хвост и крылья. А это устраивает только военных лётчиков, но не пассажиров.

«СП»: Говорят, что отечественные двигатели для лайнеров не надёжны.

— Я думаю, что эти двигатели надёжны, но в России высокие требования. Чтобы пройти сертификацию — двигатель должен провести в условиях полёта несколько тысяч часов. Просто наши новые двигатели ещё столько не налетали.

«СП»: Запад обложил российский авиапром санкциями. А почему мы до сих пор делаем запчасти для западных самолётов?

— Санкции закончатся, а наше дело — не потерять технологии. Мы работаем не только с Западом, но и с Китаем — над тем, чтобы возобновить производство Ил-96. Это — большой самолёт, много таких не нужно. Достаточно производить 4 штуки в год.

Пойдёт в серию пассажирская версия Ту-214. Производство этих самолётов уже возобновили в Казани, но пока их делают не для пассажиров, а для других целей.

Последние новости
Цитаты
Камран Гасанов

политолог, старший преподаватель РУДН

Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Александр Сафонов

Доктор экономических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня