![](/p/persons/4430/s-4430.jpg)
В космическую отрасль решили вдохнуть новую жизнь. После смены руководства Роскосмоса, который возглавил 39-летний Дмитрий Баканов, в правительстве прошло совещание с вице-премьерами, на котором госпрограмма «Космическая деятельность» продлена еще на шесть лет — до 2036 года.
Новому руководителю «Роскосмоса» предстоит подготовить отрасль к приходу частных инвестиций и повысить рентабельность проектов по развитию связи. Невольно приходят мысли о том, что смена руководства Роскосмоса — это стремление быть в тренде и попытка угнаться за США, где свое влияние усиливает Илон Маск.
Чтобы понять, на что реально может рассчитывать Роскосмос, надо сопоставить планов громадьё с его бюджетом. В проекте федерального бюджета на 2024−2026 годы на государственную программу «Космическая деятельность России» заложены расходы в размере более 800 миллиардов рублей.
В 2025 году финансирование космической программы составит 271,91 миллиарда рублей, в 2026-м — 258,1 миллиарда. Эти бюджетные средства будут направлены прежде всего на финансирование «Роскосмоса». При этом бюджет Роскосмоса по мировым меркам очень и очень скромный. Он в 9 раз меньше бюджета NASA и в несколько раз меньше бюджета SpaceX. Именно поэтому в российскую космическую отрасль хотят привлечь частный бизнес, сообщил премьер-министр Михаил Мишустин.
Первое и главное, на чем сосредоточатся в Роскосмосе — это проектирование российской орбитальной станции РОС, которая в ближайшее время должна заменить МКС, доживающую последние годы. Когда это произойдет и на каких еще направлениях планируется прорыв? С такими вопросами мы обратились к эксперту в сфере ракетостроения, академику Академии космонавтики им. Циолковского Александру Железняку.
— Основная проблема сейчас — это низкие темпы проектирования и строительства российской орбитальной станции РОС, которая в ближайшем будущем заменит Международную космическую станцию (МКС). Ее нужно вывести на орбиту как можно быстрее, поскольку Россия планирует выйти из проекта по использованию МКС.
Создание РОС необходимо, чтобы сохранить присутствие страны в космосе. Если мы не создадим аналогов, то придется совсем свернуть пилотируемую космонавтику. МКС должна прекратить работу из-за того, что она устаревает. В России затопление МКС планировалось примерно на 2028 год, в США решили отложить это на 2030 год.
«СП»: А что с российскими спутниками? Их у нас достаточно или тоже отстаем от Запада?
— У нас есть проект «Сфера», но он пока не производит спутники в том количестве, в каком нам бы хотелось. Чтобы проект функционировал, необходимо запустить на орбиту около 600 спутников. Сейчас мы планируем наладить их серийное производство, которое удешевит сборку. Конвейер наладит процессы и сократит расходы.
«СП»: А много ли аварийных запусков?
— Раньше аварийность была действительно высокой. Но вот уже более 5 лет у нас нет аварий при запусках ракет.
И тут наши показатели намного выше и лучше, к примеру, американские, — считает эксперт.
По поводу пилотируемых запусков мы обратились с вопросом к летчику-космонавту Сергею Крикалеву, обладателю рекорда по суммарному времени пребывания в космосе (803 дня за шесть стартов). Насколько сейчас регулярны пилотируемые запуски и сильно ли мы отстаем от США?
— У нас в Роскосмосе по плану пилотируемые запуски проходят сейчас два раза в год. Плюс 4 запуска грузовых кораблей. Шесть запусков в год — это то, чего сейчас полностью хватает для выполнения нашей космической программы.
Да, в США частные компании могут осуществлять коммерческие старты, но это их личная инициатива с индивидуальными целями. У нас такое пока не принято, — заявил Сергей Крикалев.
Перед новым руководством Роскосмоса стоит задача провести ревизию ранее утвержденных космических программ для их ускорения. С чего начнется эта ревизия и какие проекты на подходе? Этот вопрос мы задали члену Академии космонавтики им. Циолковского, члену совета Роскосмоса Игорю Маринину.
— У нас уже практически готов первый модуль российской орбитальной станции РОС. В декабре будет запущен первый модуль, а до 2033 года предусмотрен запуск еще пяти модулей. Пилотируемой орбитальная станция РОС станет с 2029 года.
То есть третий запуск к новой орбитальной станции станет уже пилотируемым. Все запуски на РОС будут производиться с космодрома «Восточный».
Сейчас запуски грузовых кораблей «Прогресс», которые создавались специально для доставки грузов на Международную космическую станцию (МКС), а также для корректировки её орбиты происходят с космодрома «Байконур». Но в перспективе, после 2029 года, эти запуски тоже будут перенесены на наш российский космодром «Восточный».
«СП»: На совещании в правительстве много было сказано об увеличении количества спутников. Речь идет в первую очередь о военной программе или о спутниках другого назначения?
— В первую очередь речь шла об увеличении количества спутников для народного хозяйства, для дистанционного зондирования земли, прогнозов погоды, для обеспечения навигации.
Серийное производство таких спутников будет налажено сразу в двух точках: одна из них — в Железногорске Красноярской области, вторая — в НПО им. Лавочкина, которое входит в корпорацию «Роскосмос» и находится Московской области. Там будут производить небольшие телекоммуникационные аппараты.
«СП»: А что все-таки с военными спутниками? Мы не сильно отстаем от Запада?
— Программа военных спутников находится под грифом «секретно». Могу сказать одно: мы производим достаточное количество военных спутников, которые могут следить и за нашей территорией, и за территорией вероятного противника.
Запуск военных спутников у нас происходит регулярно с космодрома в Плесецке. Проводится примерно 8 пусков в год. Последний был в декабре. Это легкая ракета с военной нагрузкой.
«СП»: А что с лунной программой?
— Лунная программа будет продолжена. В 2027 году планируем запуск спутника на окололунную орбиту, а в 2028 году посадим на Луне космический аппарат. Это совместный проект с Китаем.
Также в планах создание совместно с Китаем посещаемой космической станции, этот проект будет реализован к 2030−2032 году. Пока есть грин-карта, протокол о намерениях.
«СП»: Как сказалось на космической отрасли отсутствие международной кооперации? В Роскосмосе справились с импортозамещением?
— Стопроцентного импортозамещения в космической отрасли сегодня нет, в этом могу признаться честно. Но многое научились делать сами, в чем-то помогает Китай, в чем-то «серый импорт». Для полного импортозамещения осталось покрыть еще 5−10%.
И тут мы связываем большие надежды с Ярославским радиозаводом, который полностью ориентирован на Роскосмос. Думаю, от всех видов импорта в космической отрасли мы освободимся в ближайшее время. Ведь мы — первопроходцы в космосе, и позиции свои сдавать не собираемся.