
Китайские вирусологи обнаружили новый коронавирус и опять у летучих мышей. Уже выяснили, что он может заражать людей быстрее чем даже SARS-CoV-2, вызвавший COVID-19. Вирус назвали HKU5, и его новая линия впервые обнаружена у так называемой летучей лисицы (Pteropus dasymallus) в Гонконге.
Исследование проведено в лаборатории Гуанчжоу, совместно со специалистами из отделения Академии наук Китая, а также Уханьских университета и института вирусологии. Возглавила работы известная китайская вирусолог Ши Чжэнли.
Так что же — мир на пороге новой пандемии?
Доктор медицинских наук, врач-эпидемиолог Игорь Гундаров считает, что и в прошлый раз никакой реальной пандемии, если говорить о вирусном субстрате не было:
— Была пандемия страха, паники, социальный психоз, который фактически бушевал в течение двух лет.
«СП»: Как бы не получилось в соответствии с притчей, что нельзя кричать «Волки!», если их нет… Вдруг в случае реальной опасности мы не поверим?
— Для того, чтобы этого не случилось, нужно сделать вывод на государственном уровне. А его никто не сделал. Нужно было обсудить с эпидемиологами: а что это было? Чтобы предупреждать эпидемии, необходимо следовать рекомендациям специалистов, а не политиков.
Штаммы появляются каждый год новые — это способ выживания вирусов. Огульно бояться появления новых не надо, но в то же время нельзя пропустить действительно опасный.
Для этого должен быть выработан определенный алгоритм: публиковаться показатели приближения к эпидемиологическим порогам, чтобы мы понимали соотношения новых штаммов и общей заболеваемости. Так и определяется: есть эпидемия или ее нет.
«СП»: Одним из наиболее эффективных средств профилактики тяжелых форм вирусного заражения и недопущения его осложнений по-прежнему называют вакцинацию.
— Важно знать, что такое вакцины, сколько времени требуется чтобы подготовить новую. А для этого нужно не менее двух-трех лет. Эти сугубо научные вопросы, составляющие основу эпидемиологии — по-прежнему игнорируются. На ваш вопрос нужно бы ответить алгоритмом последовательных действия, которые диктует эпидемиология.
«СП»: Пока из Китая не поступает тревожных сигналов, города на карантин не закрыты.
— Значит, лучше и не будировать эту тему в СМИ. Не надо дергаться по любому поводу, беспокоясь лишь за число посещений сайта и лайков читателей. Издания и социальные сети заинтересованы «гнать пургу» по поводу нового штамма, считает эксперт…
Про новый вирус пока известно лишь, что имея более широкий круг носителей, он обладает и более высоким потенциалом для межвидового заражения. Вирусологи успокаивают, что пока нет поводов для паники, риск появления HKU5-CoV-2 в человеческих популяциях хотя и имеется, но излишне преувеличивать его тоже не следует. Требуется более тщательное исследование в лаборатории. Ну что же, ждем очередной утечки из нее?
Вопрос же о происхождении вирусов, включая HKU5-CoV-2, в контексте пандемии COVID-19 опять вызывает споры в духе теории заговора. Однако научное сообщество придерживается принципов доказательности и строгого анализа данных. Да, Дональд Трамп, вернувшись к власти, заявил, что «есть доказательства искусственного происхождения вируса».
Но он же не вирусолог. И в ЦРУ, на которое он ссылался, работают не вирусологи. У вирусологов же, на основании имеющихся данных, нет оснований утверждать, что Ковид был создан искусственно. Научный консенсус поддерживает версию о природном происхождении напасти. При этом продолжаются исследования, ученые открыты для новых данных.
Да, лаборатории по всему миру, включая США, изучают вирусы для понимания их природы, разработки вакцин и лечения. Можно их заподозрить в создании искусственного вирусы? Можно. Но официально их исследования все-таки направлены на борьбу с инфекционными заболеваниями, а не на их создание.
Все дело в том, что вопрос о происхождении вирусов стало принято использовать в политике и фармацевтическом бизнесе («Биг Фарма»). Наука же должна оставаться независимой от влияний и основывать свои вывода на одних только фактах.
В противном случае, как в том анекдоте: раньше думали, что для появления толп зомби нужен неизлечимый вирус, а оказалось, что достаточно телевидения.