
Британская газета Sun в статье под названием «Воздушный фарс» обвинила итальянский концерн Leonardo в хищении российских авиационных технологий.
Авторы утверждают, что учебно-тренировочный самолёт M-346 является точной копией российского Як-130. Естественно, что разоблачителями движет не жажда справедливости или сочувствие к российскому авиапрому. Всё проще: итальянский М-346 рассматривается в странах НАТО, как замена устаревшим британским учебным самолётам BAE Hawk T1.
Премьер Кир Стармер сразу после выхода скандальной публикации заявил, что Британия сама заменит свой «Хок» на более современный. И с едким афоризмом заметил, что когда «Красные стрелы» (пилотажная группа Королевских ВВС) продемонстрирует новые самолёты, то их красные, белые и синие паровые следы будут представлять Юнион Джек (флаг Великобритании), а не российский триколор (как итальянские М-346).
В Leonardo, естественно, факт хищения российской технологии опровергли, тут на итальянцев набросилось уже американское международное издание Defense News, которое в помощь британским коллегам привело новые доказательства вороватости итальянских авиаконструкторов.
Оказалось, что Leonardo и фирма «Яковлев» в период с 1993 по 2000 год занимались совместной разработкой учебного самолёта, после чего итальянская сторона отказалась от продолжения и выплатила российскому КБ неустойку в $77 миллионов, а копии технической документации прихватила с собой.
Российская сторона Як-130 доделала, и с 2010 года он стоит на вооружении ВВС России в двух модификациях: учебной и боевой, а кроме того — экспортируется в Белоруссию, Алжир, Иран, Бангладеш, Мьянму и Лаос.
А итальянцы по копиям документации доделали самолет на 15 лет позже.
В России к этому отнеслись абсолютно спокойно, тем более, что самолёту Як-130 уже готовится смена. Не менее равнодушно у нас отреагировали и десятилетие назад на то, что у США появилась корабельная модификация истребителя 5-го поколения F-35B, созданная на основе конструктивных решений российского «вертикального» палубного самолёта Як-141. Это уже Lockheed Martin Corp. постаралась, и тоже после плодотворного сотрудничества с фирмой «Яковлев».
В 90-е годы прошлого века Россия охотно делилась своими технологиями с потенциальным противником, и щедрость КБ «Яковлев» — не исключение, а скорее правило для тех времён.
Но это — дела минувших дней. А есть ли сейчас в нашей военной авиации технологии, которые хотел бы украсть враг? И как они охраняются? Об этом «Свободной Прессе» рассказал главный конструктор КБ-602 Московского авиационного института Дмитрий Дьяконов:
— Во времена Ельцина у нас проходили «дни открытых дверей», когда «западным партнёрам» показывали всё и вся. Я в этом участия не принимал, но был свидетелем того, как ходили целые группы так называемых «учёных мужей», а на самом деле было понятно, что это — ЦРУшники.
И после таких дней, как я подозреваю, не только часть информации, но и часть документации пере6кочёвывала туда. Там тоже умные люди сидели, они знали, как обработать и куда что приспособить.
«СП»: Дмитрий Александрович, сейчас другая болезнь — авиасалоны, на которых выставляются не только самолёты, которые уже пошли на экспорт, но и макеты самолётов будущего. Разве эти макеты не выдают секретную информацию?
— Есть такое понятие: оптимизация аэродинамического расчёта летательного аппарата. На этом этапе формируются крылышки, профили и так далее. Это делаем и мы, и буржуи, и сейчас для такой работы существует серьёзнейший математический аппарат с огромными открытыми и полуоткрытыми базами данных по поводу продувок и профилей.
В результате обработки под руководством сильнейших аэродинамиков, на выходе получается корпус некоего летательного аппарата, но самое интересное: что у нас в ЦАГИ, что у них Америке — он практически одинаковый. Потому что базы данных у всех одинаковые, а воздух общий.
С этой точки зрения макет перестал быть тайной.
В стародавние времена перед выкатом летательного аппарата на пробежки его маскировали всеми возможными способами, чтобы космическая разведка супостатов не сняла его формы. Потому что при той достаточно бедной базе данных и малом математическом аппарате даже форма летательного аппарата могла выдать технические характеристики.
Сейчас формы и профили уже не являются той самой тайной, которую требуется охранять.
«СП»: А что сегодня — тайна?
— Технология производства летательного аппарата — вот главный секрет. И параметры производства: сколько стоит сделать самолёт, сколько мы можем сделать самолётов, с каким качеством и какой повторяемостью.
Самое главное — повторяемость, начиная от опытного аппарата до серийного. Чтобы эта повторяемость была без снижения аэродинамических и других качеств.
Второй ключевой момент — переход на новые скорости и маневренные характеристики на гиперзвуке. Тяжелая беспилотная техника — не те «квадрики», которые мы видим сегодня, а многотонные БПЛА — это должно маневрировать при перегрузке в 20−30g, сохраняя прочность и жесткость конструкции.
Это требует соответствующей технологии, создания новых материалов и сочленений металлов и композитов.
Вот всё это содержится в глубочайшем секрете. Поэтому службы, которые охраняют наши секреты, работают с самого низа и заканчивая самым верхом. Мы ни от кого не отстаём в авиационных военных технологиях (в отличие от гражданских — «СП), а наши спецслужбы начеку и ещё раз начеку.