воскресенье, 13 июля
совместно с Жэньминь жибао

Илон Маск проигрывает Си Цзиньпину гонку роботакси

Торговая война Трампа: США без Китая не могут делать ни электромобили, ни андроиды

2094
Илон Маск проигрывает Си Цзиньпину гонку роботакси
Фото: Meng Delong/VCG/Visual China Gro

Торговая война Китая и США ударила не только по Boeing, но и по Tesla. По информации Reuters, пошлины на китайскую продукцию, установленные администрацией Дональда Трампа, фактически сделали невозможной покупку комплектующих для американских электромобилей. Tesla теперь не сможет начать производство беспилотного роботакси Cybercab и грузового электромобиля Semi.

Даже после введения 34-% пошлин Tesla еще была готова взять на себя дополнительные расходы. Однако когда Трамп поднял пошлины до 145% (а теперь хочет вообще до 245%), даже богатая Tesla отказалась от закупок. Но что самое интересное в этой истории — американцы полностью зависят от китайских комплектующих.

На недавнем мероприятии We, Robot, проходившем на студии Warner Bros. в Калифорнии, Илон Маск представил прототип Cybercab. Он расхваливал новое роботакси: у автомобиля отсутствуют руль и педали, что делает его полностью автономным. Cybercab предназначен для перевозки двух пассажиров и оснащен дверями в стиле «крыло бабочки».

Читайте также

Одной из ключевых особенностей Cybercab является индуктивная зарядка — новинка должна была заряжаться на специальной платформе без необходимости подключения к электросети. То есть примерно как беспроводная зарядка у мобильника, только размером побольше. Роботакси должно было стоить $30 тысяч.

Илон Маск, разумеется, не стал рассказывать инвесторам, насколько его детище зависит от комплектующих из Поднебесной.

При этом Китай и сам давно хотел стать мировым лидером на рынке роботакси. И из-за торговой войны получил шикарные условия, о которых еще недавно и мечтать не мог: Tesla как конкурент устранен, теперь все усилия можно сконцентрировать на собственных разработках.

Причем планы Китая по созданию роботакси и до «устранения» Tesla были немалые. В ближайшие годы на рынок должны были выпустить не менее 5−7 млн роботакси, которые должны были заменить автомобили с живыми водителями. При этом автономные такси, по оценкам, в разы безопаснее «традиционных», которые водят люди.

В настоящее время уже более 20 китайских городов тестируют беспилотные такси и автобусы. Из них 7 городов получили разрешения на пробные поездки такси без участия водителя: беспилотные автомобили уже курсируют по улицам без какого-либо контроля со стороны человека.

В других городах за роботакси присматривают живые люди (примерно, как инструкторы в автошколе). В частности, еще прошлым летом Пекин начал испытания беспилотного вождения на ограниченных территориях, а мэрия Гуанчжоу вообще объявила о планах открыть для тестирования беспилотных технологий… дороги по всему городу. О такой господдержке даже Tesla мечтать не может.

Одним из ведущих игроков на рынке беспилотного вождения является компания Apollo Go — дочерняя структура технологического гиганта Baidu. В августе 2024 г. она запустила 400 роботакси, работающих полностью автономно, в Ухане.

Воспользоваться услугами роботакси в мегаполисе могут 9 млн жителей. И это только начало: Apollo Go планирует расширить свое присутствие до 100 китайских городов уже к 2030 году.

Читайте также

Призыв Си Цзиньпина к созданию «новых производительных сил» стал катализатором для крупнейших китайских компаний. И торговая война, развязанная Трампом, дала новый импульс.

Та же Tesla из-за американских пошлин может проиграть Китаю в конкурентной гонке не только роботакси, но и человекоподобных роботов.

Причем кроме Tesla в это направление активно инвестировал последние годы еще один американский гигант Nvidia. И из-за пошлин он тоже останется без комплектующих. Но сами китайцы, кстати, и безо всяких пошлин легко обошли американцев.

По подсчетам издания CNBC, за последние пять лет компании КНР подали 5688 патентов на технологии человекоподобных роботов, в то время как американские — лишь 1483.

Цифры неумолимы: отставание США началось давно. А теперь оно станет непреодолимым. Успех китайских технологических гигантов (производящих хоть смартфоны, хоть электромобили) зависит именно от господдержки, о которой жадные янки могут лишь мечтать.

У американских компаний еще недавно оставалось лишь одно преимущество — в виде новейших чипов и технологий. Но ситуация со срывом производства Cybercab и Semi доказывает: американцы без сырья и комплектующих из КНР уже неспособны произвести ни-че-го. А китайцы без американцев могут все.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Михаил Федотов

Советник президента РФ по правам человека

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня