
Россия планирует отправить к Луне сразу шесть аппаратов, два из которых будут сканировать поверхность с орбиты, а четыре осуществят посадку. Об этом сообщил гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Баканов на встрече с главами космических агентств стран БРИКС.
По мнению нового руководителя российской космической отрасли, достижения России в области изучения космоса могут стать базой для международных программ объединения стран с быстрорастущей экономикой, и, сложив усилия, государства БРИКС сделают Луну своим форпостом.
О том, чем союзники по БРИКС могут помочь друг другу в освоении спутника Земли, «Свободной Прессе» рассказал независимый эксперт по космонавтике Вадим Лукашевич.
— Страны БРИКС ничего нового в российскую лунную программу не добавят, их подключение не даст ожидаемую синергию, — полагает спикер.
— Если мы берём за аналог международную марсианскую программу «ЭкзоМарс» (которая была реализована в середине прошлого десятилетия — «СП»), то мы (Россия) давали ракету, они (партнёры) предоставляли перелётный модуль, на который мы ставили свои приборы. Здесь добавление участников изменяло программу в плюс.
А в данном случае нам страны БРИКС и другие союзники по космосу ничего не могут дать, кроме некоторого прибора, который они купят за границей и приклеят свой лейбл. Казахстан может поучаствовать, как стартовая площадка ракеты, но не более того.
Когда в слабую программу добавляются немощные, то синергии не происходит.
«СП»: Вадим Павлович, но в БРИКС есть Китай и Индия. Луноходы КНР бегают как по видимой, так и по обратной стороне Луны. Индия успешно садится на спутник Земли, чего не удалось нашей «Луне-25»…
— У лидеров нет особенной мотивации, чтобы интегрироваться с отстающими. О присутствии первых лиц из сферы освоения космоса на нашем совещании у Баканова ничего не сообщалось. Китай и Индия движутся быстрее, чем мы. Когда-то они были первоклассниками, а мы академиками, а теперь — наоборот. Им не очень интересно с нами.
Мы были нужны Китаю, пока давали ему свои технологии. Как только он стал самостоятельным и опережающим, мы ему интересны только из политических соображений, но не технических. Но даже ради дружбы меду народами китайцы не будут бесплатно возить наших космонавтов на своих ракетах и кораблях на свою лунную станцию.
«СП»: Но обитаемая лунная станция является не только китайской, Россия тоже в проекте.
— Да, наравне с Азербайджаном, Венесуэлой, Египтом, Таиландом, Сербией, Никарагуа, Джибути, Боливией и рядом других стран Россия входит в международный китайский проект лунной обитаемой станции. С теми же правами, как у Джибути.
Поэтому нам следует равняться на свой лунный трек, а на нём мы до сих пор не можем сделать точную копию «Луны-25», чтобы повторить попытку посадки, которая не удалась в августе 2023 года. Заявлено, что следующая станция будет орбитальной. Но орбитальные лунные станции у нас были и в середине 1960-х. Они передавали с лунной орбиты «Интернационал» для делегатов съезда или участников пленума.
«СП»: А зачем нам повторять «Луну-25»?
— А как это делал Королёв? Разбивалась одна станция из-за ошибки в ориентации, генеральный отправляет вторую, которая уже верно сориентировалась, но не сработал движок, и тоже разбилась, тогда послали третью… «Луна-9» была не первой и не второй из однотипных советских станций 1960-х. Она — первая, которая села.
Как это сейчас делают индусы на Луне: потеряли одну станцию — посадили одну из следующих.
Вспомните, как Маск отрабатывал свои ракеты и спасение их блоков. Сколько было потеряно и взорвалось, но он тупо долбится, пока не получится.
Как на Марсе — первым сел «Марс-3», предыдущие не смогли. Все эти станции были аналогичными.
И сейчас нам нужно посылать по две станции, или больше, как это делал СССР.
А мы одну задачу не выполнили, но ставим новую.
«Луна-25» была значительно слабее, чем наши «Луна-17», которая в 1970-м высадила луноход, или «Луна-16», которая в том же году вернулась на Землю с лунным грунтом. Но даже упрощённую 25-ю на полвека позже мы посадить не смогли.
Погубили её по глупости. Это позор! Сейчас уже частные компании на Луну сажают свои самоделки, а мы потеряли свою станцию по глупости, и не исправили ошибку. Скоро уже школьники начнут запускать на спутник Земли свои маленькие самодельные луноходики, а у госкорпорации — всё никак.
«СП»: В чём заключалась глупость при посадке «Луны-25»?
— Неправильная команда на борт. Двигатель дал такой импульс перехода на новую орбиту, что станция впечаталась в Луну. Работа над посадкой могла занять лишнее время, но мы хотели посадить свой аппарат раньше, чем Индия, и поспешили.
Индусы отстали от нас по срокам, но сели нормально. Нам логичнее было бы повторить «Луну-25», и через два-три месяца сесть на планету с учётом допущенной ошибки. Так и собирались поступить вначале, но в итоге решили перевернуть эту страницу и приступить к следующему уровню, не пройдя предыдущий.
Теперь о Марсе думаем. Но тяжелой ракеты для Марса у нас нет, корабля тоже. А у Китая, как и у США, по красной планете уже бегают марсоходы.
Для доставки на лунную орбиту и поверхность людей или луноходов — тоже ничего у нас нет. Американцы планируют сделать облёт Луны с астронавтами в будущем году. Китайцы могут их обогнать. А мы на год позже запустим «Луну-26» — автомат с видеокамерой.
Не исключено, что это получится, и наша камера сможет сфотографировать с орбиты прогулки по Луне американских, китайских, индийских людей и роботов.
У китайцев на Луне уже есть всё: и луноходы на обратной стороне, и устойчивая доставка грунта. Ради чего мы им нужны, если у нас нет даже своей орбитальной станции и современного корабля для полёта на орбиту Земли? Этот корабль у нас уже много раз презентовали. Называли и «Орлом», и «Федерацией», и на выставках были макеты, и обещания руководителям нашего государства звучали. Макеты есть, корабля нет.
Летаем мы на старых «Союзах» на отжившую своё время МКС, и все терпеливо ждут, пока либо шах забудет обещания, либо еще что случится.
А нужно возвращаться к тем шагам, которые мы не сделали, а не перепрыгивать через ступеньки в мечтах. Мечтать у нас умеют. Но пока мечтатели предаются фантазиям, мы опустились до такого уровня, что в космосе ничего из себя не представляем ни с точки зрения пилотируемой космонавтики, ни с точки зрения автоматов.
Китайцы и американцы за время совместных с нашей страной программ взяли от нас всё, что было нужно и ушли дальше, их догоняют Индия и частные структуры разных стран.
«СП»: Почему мы отстали в космосе, и сможем ли догнать?
— У Америки есть ракета-супертяж, до 2030 года их астронавты высадятся на Луне (по плану — раньше), у Китая есть пересадочная станция на орбите, луноходы и марсоходы на планетах, доставка грунта.
В нашей куцей лунной программе луноходов нет. Про марсоходы молчим. То есть мы даже не ставим перед собой на будущее те задачи, которые лидерами уже выполнены в прошлом.
Единственное, что мы можем реально, это смыть позор «Луны-25» и насажать новых «Лун» на полюсе планеты, чтобы обозначить там своё присутствие. Главная задача — застолбить место. Просто-напросто пометить территорию, повторить, пускай даже без доставки грунта и лунохода. Просто сесть.
«СП»: Когда?
— То, что лидеры делали в прошлом за год, мы планируем делать в будущем за 2−3 года при условии, что на мирный космос появятся деньги. И при условии, что мы закусим губу и захотим доказать сами себе, что пока ещё умеем это делать.