Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Юбилей перед поминками: Когда мы навсегда простимся с космодромом Байконур

Россия превратилась в «космическую Португалию» — когда-то были лидерами, а теперь от частников отстаем

6576
Юбилей перед поминками: Когда мы навсегда простимся с космодромом Байконур
Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС
Материал комментируют:

Первая космическая столица мира — Байконур — отмечает 70-летие. Пока ещё этот город — космодром остаётся общим для России и Казахстана: глава администрации Байконура — россиянин Константин Бусыгин был назначен совместным решением президентов Путина и Назарбаева.

Но разговоры о том, что Россия уходит с Байконура, звучат всё громче. Так ли это — «Свободной Прессе» рассказал независимый эксперт по космонавтике Вадим Лукашевич:

— Россия арендует у Казахстана целый перечень объектов на Байконуре. Причём не всё, что там было создано, а только то, что ей нужно. Если программа «Бурана» закончилась, то и два стартовых комплекса, и все производственные корпуса, технику (в том числе последний «Буран», — «СП») Россия больше не арендует. Всё это осталось в Казахстане.

Читайте также
Сергей Бабурин: «Если бы СССР не распался, он был бы сегодня самой могучей державой мира» Сергей Бабурин: «Если бы СССР не распался, он был бы сегодня самой могучей державой мира» События на территории Украины можно считать внутренним делом государств, которые входили в Советский Союз

Казахстану это всё тоже не особо нужно, поэтому судьба этого наследия печальна.

Россия использовала инфраструктуру «Протонов» и два старта для кораблей «Союз». Один из них — Гагаринский старт. Он выведен из эксплуатации и тоже скоро станет казахским.

По факту остался один старт «Союзов». «Ангара» уже летает с Плесецка и Восточного, с Восточного летает и «Союз», а «Протоны» уже не летают.

Россия уходит из Байконура, и окончательный уход неизбежен.

«СП»: Россия уходит по своей инициативе, или под давлением казахского руководства?

— Казахи как раз не хотят, чтобы мы уходили. Они предложили совместный проект «Байтерек», в рамках которого должна была взлететь ракета «Союз-5», но её старт переносится из года в год. А вообще этому проекту уже лет 20. Это — проект ради проекта, как говорил классик: движение — все, конечная цель ничто.

Проект «Байтерек» — это способ привязать Россию к Байконуру хоть как-то.

«СП»: Если они не хотят, чтобы мы ушли, зачем запретили «Протоны»?

— «Протоны» — это токсичные ракеты, которые постоянно там падали и гадили. Казахи возмущались и запрещали пуски после очередных аварий. Поэтому и была создана «Ангара», которая обеспечивает грузоподъёмность «Протона» — но при запуске с более северной широты.

Как только появится пилотируемая версия «Ангары» с Восточного, то Байконур станет не нужен. Объём его возможности и потенциала не соответствует целям, которые стоят перед современной российской космонавтикой. В советское время с Байконура осуществлялось около 100 космических пусков в год. А сейчас Россия запускает меньше 20 ракет в год.

«СП»: Наши новые потребности меньше?

— Значительная часть Байконура просто не используется. Но объекты, которые не используются, тоже требуют денег на поддержание и консервацию. Там морозы зимой, а жара летом, и если объектами не заниматься, то в такой агрессивной среде они придут в негодность.

«СП»: Иначе говоря, когда мы уйдем — Байконур погибнет?

— Ну в общем, да, потому что Казахстану Байконур тоже не нужен. Там не производят ни своих кораблей, ни своих ракет.

«СП»: Получается, что Байконур является неким символом крушения космической отрасли?

— Он мог бы стать действующим музеем. Были проекты создать там туристический центр, но в отличие от мыса Канаверал во Флориде, туристам оказалось туда ехать не интересно.

А для нас во всём этом есть политические риски. Решение отдать Байконур в аренду России принимал Назарбаев, человек независимый, а сейчас движение Казахстана может пойти куда угодно.

Поэтому дедлайн для Байконура — это когда мы перенесем все пилотируемые пуски на Восточный.

«СП»: И когда это произойдет?

— Время есть, там ещё конь не валялся. Есть ли смысл переводить пилотируемые «Союзы» на Восточный — пока непонятно, а пилотируемая «Ангара» ещё не готова. Корабля готового нет — он создается примерно с 2008 года, а полететь должен был примерно в конце 2010-х. Он как только не назывался: и «Федерация», и «Орёл», а самого изделия не создано — переносы, переносы.

Нет системы аварийного спасения и других агрегатов, без которых людей запускать нельзя.

«СП»: Что мы потеряем, уйдя с Байконура?

— Трасса выведения с Байконура идеальна для спасения экипажа в аварийной ситуации. Она вся проходит над сушей территории России. И когда экипаж Макарова аварийно приземлялся — их смогли найти и достать.

С космодрома Восточный вся трасса выведения проходит над Тихим океаном. И что делать, если они туда плюхнулись? Для этого на время старта нужно расставить флот. Это дорого.

Читайте также
Фермеры, не надеясь на Минсельхоз, попросили Мишустина спасти производителей техники Фермеры, не надеясь на Минсельхоз, попросили Мишустина спасти производителей техники «Российские комбайны стоят на заводах, а должны работать в полях»

А мы всегда хотим сделать конфетку — и задёшево.

«СП»: Мы экономим на космонавтике, и какие у неё перспективы в такой ситуации?

— Они печальные. Мы уже стали аутсайдерами, «космической Португалией», которая когда-то в эпоху географических открытий была лидером. Вот так и мы были первыми в космосе.

А теперь мы не смогли посадить «Луну-25» в то время, как там уже катались китайские луноходы. А сейчас уже туда частники летают.

У нас после распада СССР проблема в том, что космос (кроме военного) не является приоритетом для руководства страны. На научный и гражданский космос дают по остаточному принципу, даже когда деньги есть.

За это время мы потеряли компетенции. Поддерживать их было дорого, но восстанавливать — гораздо дороже.

Испытатели ушли. Сейчас тебе искусственный интеллект может нарисовать корабль. Потом окажется, что для него композита у нас нет, из металла корабль слишком тяжелый, а испытывать всё это на стендах некому.

Последние новости
Цитаты
Майкл Бом

американский журналист и общественный деятель

Роберт Нигматулин

Академик РАН

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня