Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Загадочный русский космос: «Царь-двигатель» для мертвой украинской ракеты — ради амбиций Казахстана

Вадим Лукашевич о проекте «Союз-5»: «Просто так, без полезной нагрузки отправить ракету — это все равно, что сжечь в камине огромные деньги»

10347
На фото: двигатель РД-171МВ для «Союза-5»
На фото: двигатель РД-171МВ для «Союза-5» (Фото: Госкорпорация «Роскосмос»)
Материал комментируют:

«Царь-двигатель» — именно так «Роскосмос» назвал изделие РД-171МВ для первой ступени космической ракеты «Союз-5».

Этот ракетный двигатель будет изготавливаться в Новосибирске. При массе в 10 тонн его тяга — 800 тонн.

У этой грандиозной космической победы отечественных конструкторов есть, однако, и обратная сторона, которая заключается в том, что для ракеты «Союз-5» пока нет корабля.

Ракета «Союз-5» является главным компонентом российско-казахстанского космического проекта «Байтерек». Она более мощная чем классический Союз-2, который изготавливается в Самаре для запуска пилотируемых кораблей класса «Союз-ТМ» и беспилотных «Прогрессов», но менее грузоподъемная, чем новая «Ангара».

Читайте также
Су-57 растет – и готов перейти из пятого в шестой класс Су-57 растет — и готов перейти из пятого в шестой класс Первые шаги России к самолету шестого поколения могут оказаться прорывными

Запуск «Союза-5» уже многократно переносился как раз из-за того, что старт не хотели делать «холостым» — с болванкой вместо корабля или спутника. Каковы перспективы ракеты «Союз-5» с новыми «царь-двигателями» — об этом «Свободной Прессе» рассказал независимый эксперт по космонавтике Вадим Лукашевич.

«СП»: Вадим Павлович, у ракеты «Союз-5», которая уже много лет не может найти себе применение, появились новые разгонные системы. Это способно положительно повлиять на судьбу данного носителя космических кораблей и спутников?

— Запускать на ракете «Союз-5» нечего, и эта ракета России особенно не нужна, потому что мы уходим с Байконура на свои космодромы — Плесецк и Восточный. А «Союз-5» изначально разрабатывался для запуска с той географической широты, где Байконур. Эта ракета нужна нашим казахстанским товарищам в значительной большей степени, чем нам. (Чтобы они не утратили статуса космической державы — «СП»).

Но у Казахстана нет своей полезной нагрузки для этой ракеты. Расчёт был на иностранных заказчиков, но сейчас из-за геополитических проблем кроме американцев никто не будет пользоваться ракетами, сделанными с участием России. Для европейцев это табу, а китайцам просто не нужно.

Получается, что для «Союза-5» нагрузку должна делать Россия. Но у нас и для «Ангары» нагрузок не хватает — нет многоместных и многоразовых кораблей, нет лунных станций. «Ангару» только военные готовы загрузить более ли менее, а гражданской нагрузки недостаточно даже для «Ангары». А где мы тогда найдём её ещё и для «Байтерека» — ракеты «Союз-5»?

Запуск «Союза-5», перенесённый с прошлого года на лето нынешнего, опять перенесён — уже на 2026 год. Двигатели, вероятно, будут уже новые, а в голову ракеты класть, как и раньше, — нечего.

«СП»: Казахстан, в отличие от России, не под санкциями. Почему казахи не могут найти корабль для «Союза-5» хоть в Индии, хоть ещё где-то? Ведь даже обложенная санкциями Россия находит американских астронавтов для своих кораблей.

— Тут ещё нужно понимать, что за ракета такая — «Союз-5». Это — украинский «Зенит», который планировалось запускать с российско-американского плавучего космодрома «Морской старт».

Этот космодром в итоге выкупила российская компания S7, которая затем утратила интерес к космической деятельности, и сейчас космодром пришвартован во Владивостоке, как ненужный никому дебаркадер. Излишне говорить и о том, что Украина больше не делает ракет для совместного проекта с Россией, США и Казахстаном.

На Байконуре осталась площадка для украинского «Зенита», она как чемодан без ручки. Ну, этот чемодан переименовали в «Байтерек», а Россия дала ему номенклатурное название «Союз-5», поскольку украинские производители космических ракет ранее были частью российской корпорации «Энергия», вошедшей в дальнейшем в «Роскосмос».

«СП»: Вадим Павлович, а «царь-двигатель» сам по себе может принести какую-то пользу?

— Ну РД-171 — двигатель конца семидесятых — начала восьмидесятых годов прошлого века, который уже тогда был готов к серийному применению для боковых ступеней ракеты «Энергия» (в многоразовом исполнении, с маркировкой РД-170) и «Зенита» (для одноразового использования). С той же самой тягой — 800 тонн.

Читайте также
Путин неумолим: «Если мы не договоримся по Украине мирным путем, то будем добиваться поставленных целей военным» Путин неумолим: «Если мы не договоримся по Украине мирным путем, то будем добиваться поставленных целей военным» Президент России на встрече с представителями мировых информагентств показал, что не собирается играть по чужим правилам

Речь не так уж и давно шла о том, чтобы этот двигатель форсировать и увеличить тягу до тысячи тонн на старте. Рогозин это обещал в свою каденцию в «Роскосмосе». Но не получилось, осталась исходная тяга пятидесятилетней давности. Сейчас к названию добавили две буквы — МВ. Но принципиально двигатель, насколько я понимаю, не изменился.

В настоящее время ступени ракет и двигатели, которые используются только лишь один раз, утратили актуальность. И американцы, и китайцы, и наши конструкторы «Ангары» сосредоточены на том, чтобы корабли и ступени ракет можно было использовать многократно. И в этом смысле одноразовый двигатель РД-171 МВ не является актуальным, несмотря на то, что он вполне хороший.

А сама ракета — она такая, не вполне понятная, для чего она России. Для чего она Казахстану — понятно. Чтобы Байконур сохранился, как действующий космодром, а не только как музей под открытым небом.

Но нужно понимать ещё, что «Зенит» — за исключением двигателей — делался на Украине, включая электронную «начинку», и не все технологии получил от Киева «Роскосмос».

Но главное в том, что «Ангара» нужна нашим военным, они вцепились в неё, они не жалеют денег, чтобы довести её до лётного состояния, как замену «Протону». А «Союз-5» военным не нужен. Хотя «Зенит» был очень хорошей ракетой для своего времени.

Но сейчас просто так, без полезной нагрузки запускать ракету с двигателями и ступенями одноразового использования — это все равно, что сжечь в камине огромные деньги.

Последние новости
Цитаты
Михаил Федотов

Советник президента РФ по правам человека

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня