Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Загадочный русский космос: «Царь-двигатель» для мертвой украинской ракеты — ради амбиций Казахстана

Вадим Лукашевич о проекте «Союз-5»: «Просто так, без полезной нагрузки отправить ракету — это все равно, что сжечь в камине огромные деньги»

9424
На фото: двигатель РД-171МВ для «Союза-5»
На фото: двигатель РД-171МВ для «Союза-5» (Фото: Госкорпорация «Роскосмос»)
Материал комментируют:

«Царь-двигатель» — именно так «Роскосмос» назвал изделие РД-171МВ для первой ступени космической ракеты «Союз-5».

Этот ракетный двигатель будет изготавливаться в Новосибирске. При массе в 10 тонн его тяга — 800 тонн.

У этой грандиозной космической победы отечественных конструкторов есть, однако, и обратная сторона, которая заключается в том, что для ракеты «Союз-5» пока нет корабля.

Ракета «Союз-5» является главным компонентом российско-казахстанского космического проекта «Байтерек». Она более мощная чем классический Союз-2, который изготавливается в Самаре для запуска пилотируемых кораблей класса «Союз-ТМ» и беспилотных «Прогрессов», но менее грузоподъемная, чем новая «Ангара».

Читайте также
Су-57 растет – и готов перейти из пятого в шестой класс Су-57 растет — и готов перейти из пятого в шестой класс Первые шаги России к самолету шестого поколения могут оказаться прорывными

Запуск «Союза-5» уже многократно переносился как раз из-за того, что старт не хотели делать «холостым» — с болванкой вместо корабля или спутника. Каковы перспективы ракеты «Союз-5» с новыми «царь-двигателями» — об этом «Свободной Прессе» рассказал независимый эксперт по космонавтике Вадим Лукашевич.

«СП»: Вадим Павлович, у ракеты «Союз-5», которая уже много лет не может найти себе применение, появились новые разгонные системы. Это способно положительно повлиять на судьбу данного носителя космических кораблей и спутников?

— Запускать на ракете «Союз-5» нечего, и эта ракета России особенно не нужна, потому что мы уходим с Байконура на свои космодромы — Плесецк и Восточный. А «Союз-5» изначально разрабатывался для запуска с той географической широты, где Байконур. Эта ракета нужна нашим казахстанским товарищам в значительной большей степени, чем нам. (Чтобы они не утратили статуса космической державы — «СП»).

Но у Казахстана нет своей полезной нагрузки для этой ракеты. Расчёт был на иностранных заказчиков, но сейчас из-за геополитических проблем кроме американцев никто не будет пользоваться ракетами, сделанными с участием России. Для европейцев это табу, а китайцам просто не нужно.

Получается, что для «Союза-5» нагрузку должна делать Россия. Но у нас и для «Ангары» нагрузок не хватает — нет многоместных и многоразовых кораблей, нет лунных станций. «Ангару» только военные готовы загрузить более ли менее, а гражданской нагрузки недостаточно даже для «Ангары». А где мы тогда найдём её ещё и для «Байтерека» — ракеты «Союз-5»?

Запуск «Союза-5», перенесённый с прошлого года на лето нынешнего, опять перенесён — уже на 2026 год. Двигатели, вероятно, будут уже новые, а в голову ракеты класть, как и раньше, — нечего.

«СП»: Казахстан, в отличие от России, не под санкциями. Почему казахи не могут найти корабль для «Союза-5» хоть в Индии, хоть ещё где-то? Ведь даже обложенная санкциями Россия находит американских астронавтов для своих кораблей.

— Тут ещё нужно понимать, что за ракета такая — «Союз-5». Это — украинский «Зенит», который планировалось запускать с российско-американского плавучего космодрома «Морской старт».

Этот космодром в итоге выкупила российская компания S7, которая затем утратила интерес к космической деятельности, и сейчас космодром пришвартован во Владивостоке, как ненужный никому дебаркадер. Излишне говорить и о том, что Украина больше не делает ракет для совместного проекта с Россией, США и Казахстаном.

На Байконуре осталась площадка для украинского «Зенита», она как чемодан без ручки. Ну, этот чемодан переименовали в «Байтерек», а Россия дала ему номенклатурное название «Союз-5», поскольку украинские производители космических ракет ранее были частью российской корпорации «Энергия», вошедшей в дальнейшем в «Роскосмос».

«СП»: Вадим Павлович, а «царь-двигатель» сам по себе может принести какую-то пользу?

— Ну РД-171 — двигатель конца семидесятых — начала восьмидесятых годов прошлого века, который уже тогда был готов к серийному применению для боковых ступеней ракеты «Энергия» (в многоразовом исполнении, с маркировкой РД-170) и «Зенита» (для одноразового использования). С той же самой тягой — 800 тонн.

Читайте также
Путин неумолим: «Если мы не договоримся по Украине мирным путем, то будем добиваться поставленных целей военным» Путин неумолим: «Если мы не договоримся по Украине мирным путем, то будем добиваться поставленных целей военным» Президент России на встрече с представителями мировых информагентств показал, что не собирается играть по чужим правилам

Речь не так уж и давно шла о том, чтобы этот двигатель форсировать и увеличить тягу до тысячи тонн на старте. Рогозин это обещал в свою каденцию в «Роскосмосе». Но не получилось, осталась исходная тяга пятидесятилетней давности. Сейчас к названию добавили две буквы — МВ. Но принципиально двигатель, насколько я понимаю, не изменился.

В настоящее время ступени ракет и двигатели, которые используются только лишь один раз, утратили актуальность. И американцы, и китайцы, и наши конструкторы «Ангары» сосредоточены на том, чтобы корабли и ступени ракет можно было использовать многократно. И в этом смысле одноразовый двигатель РД-171 МВ не является актуальным, несмотря на то, что он вполне хороший.

А сама ракета — она такая, не вполне понятная, для чего она России. Для чего она Казахстану — понятно. Чтобы Байконур сохранился, как действующий космодром, а не только как музей под открытым небом.

Но нужно понимать ещё, что «Зенит» — за исключением двигателей — делался на Украине, включая электронную «начинку», и не все технологии получил от Киева «Роскосмос».

Но главное в том, что «Ангара» нужна нашим военным, они вцепились в неё, они не жалеют денег, чтобы довести её до лётного состояния, как замену «Протону». А «Союз-5» военным не нужен. Хотя «Зенит» был очень хорошей ракетой для своего времени.

Но сейчас просто так, без полезной нагрузки запускать ракету с двигателями и ступенями одноразового использования — это все равно, что сжечь в камине огромные деньги.

Последние новости
Цитаты
Сергей Левченко

Экс-губернатор Иркутской области, член Президиума ЦК КПРФ

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Александр Перенджиев

Доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ имени Г.В. Плеханова

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня