Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Невероятное-26: Россия лишает Запад монополии на строительство арктических газовозов

Наши промышленники освоили все технологические компетенции, необходимые для транспортировки морем СПГ

6916
Невероятное-26: Россия лишает Запад монополии на строительство арктических газовозов
Фото: transport.gov.ru

Санкт-Петербургский надзорный орган «Классификационное общество Российский морской регистр судоходства» (РМРС) выдал одобрение на отечественные мембраны для систем хранения СПГ. Об этом сообщила пресс-служба РМРС.

Это классификационное общество ведет историю с 1913 года и в национальной морской индустрии осуществляет сертификацию промышленной продукции и производств, систем менеджмента качества, экологического менеджмента и управления в области охраны труда и профессиональной безопасности на соответствие требованиям международных стандартов ИСО.

«Работы по одобрению изделий выполняли главные инженеры-инспекторы Балтийского филиала Андрей Кононов и Андрей Южанский при поддержке специалистов отдела технологий морской транспортировки и хранения сжиженных газов, — приводит подробности издание «Морские Вести России». — В ходе одобрения листы мембраны прошли ряд испытаний, включая ресурсные испытания на усталость, и успешно выдержали более 2 млн циклов деформации.

Читайте также
Невероятное-25: У Sony появился конкурент – Красногорск утер нос Токио  Невероятное-25: У Sony появился конкурент — Красногорск утер нос Токио Западные эксперты утверждали, что в области производства объективов догнать японцев невозможно, но у русских получилось

Важно, что элементы мембраны изготовлены на производственной базе АО «НПП „Компенсатор“, Санкт-Петербург. Специалисты РМРС отметили современный технологический уровень и культуру производства на предприятии, что позволяет выпускать продукцию в соответствии с самыми высокими применимыми стандартами».

Эксперты РМРС убедились, что российские листы мембраны ничем не хуже, чем продукция, по сути, глобального монополиста — французской компании «Gas Transport & Tecnigas» (GTT), выпускающей мембраны типа Mark III. На сегодня они являются мировым стандартом для изготовления емкостей хранения СПГ.

Кто не в курсе: в области криогенных технологий этот фактически монополист еще с начала 90-х годов строит емкости-танки из «сэндвич-панелей» специальной конструкции. Их основу составляют тонкие (от 0,5 до 1,5 мм) пятиметровой ширины листы инвара — сплава стали с никелем очень высокой чистоты.

Этот материал являет собой защитную (со стороны сжиженного газа) оболочку мембранной системы Mark III, в которую еще входят два слоя изоляции из армированной полиуретановой пены, между которыми заключен вторичный барьер — композитный материал, запрессованный между двумя стеклянными пластинами.

Для проката тонколистового инвара нужны станы с очень сложными (с точки зрения механической обработки) прокатными валками массой более 60 тонн. И тут до 2020 годов всё было завязано на немцев с японцами, которые, как и французы, ни за какие коврижки с нами не делились технологиями даже в «нулевые годы», несмотря на якобы политику «дружба-жвачка».

Список технологических трудностей, которые пришлось преодолеть нашим металлургам и машиностроителям, содержит десятки позиций. В частности, рабочий слой бочки валка должен иметь высокую твердость и сопротивление истиранию/откалыванию. При этом сердцевина бочки и шейки валков должны быть прочными, вязкими, чтобы противостоять изгибающим нагрузкам. Плюс ко всему фактически непреодолимой проблемой было отслаивание наружного слоя от сердцевины из-за несваривания биметаллов.

С этими сложнейшими технологическими задачами справилось одно из старейших металлургических предприятий России — «Кушвинский завод прокатных валков», которое освоило производство полного цикла прокатных валков для станов 5000 массой более 60 тонн.

Читайте также
«Это вызов. Русские наглеют!»: Корвет «Бойкий», сопровождавший танкеры в Ла-Манше, вызвал истерику в Лондоне «Это вызов. Русские наглеют!»: Корвет «Бойкий», сопровождавший танкеры в Ла-Манше, вызвал истерику в Лондоне В случае атаки на наш «теневой флот» военные корабли ответят немедленно

Кстати, входящий в машиностроительный дивизион «Росатома» «ЗиО Подольск» является третьим по счету в мире предприятием, освоившим производство криогенных теплообменников, а нижегородское ОКБМ (опытное конструкторское бюро машиностроения им. И. И. Африкантова) освоило технологию производства погружных криогенных насосов, способных перекачивать жидкость, имеющую температуру в минус 162 градуса.

В мире такими компетенциями обладают всего несколько фирм, причем все западные.

Добавим, что в процессе перевозки СПГ газовоз может отгружать все топливо из танка сразу, а может небольшими партиями. Но при движении в условиях частичного заполнения танков от 10 до 70% появляется слошинг — волна, возникающая при качке газовоза. Для предотвращения повреждений судна французы в качестве наружного слоя мембраны типа Mark III, который крепится к корпусу танкера, используют специальную березовую фанеру.

В 2019 году после многократных проверок со стороны экспертов GTT четвертым в мире производителем, получившим лицензию на выпуск фанеры Gas Mark III, стала российская группа компаний «Свеза».

Еще в 2010 году западные эксперты писали, что Россия должна освоить порядка 700 технологических компетенций, часть из которых — уникальны, чтобы стать независимым производителем и поставщиком СПГ. Тогда это казалось невероятным. Но, похоже, эти трудности уже позади. И судя по поступающей в последнее время информации, наши производители имеют все шансы обнулить западную монополию на строительство арктических газовозов ледового класса.


Невероятное-25: У Sony появился конкурент — Красногорск утер нос Токио

Невероятное-24: Испытан «русский старлинк», Илону Маску придется подвинуться

Невероятное-23: Беспилотная революция в России повергла в шок весь мир

Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Александр Сафонов

Доктор экономических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня