
Два атомных марсохода: Curiosity и Perseverance, путешествующие по Красной планете, помогли сделать научное открытие, объясняющее, почему на Марсе нет жизни.
Благоприятные условия для биологических видов на этой планете периодически возникали, но носили не продолжительный, а эпизодический характер. В эти периоды Марс обзаводился атмосферой, согревался, там появлялась жидкая вода. Но затем атмосфера улетала, а небесное тело замерзало вновь.
Причина в том, что на Марсе не было устойчивого парникового эффекта. Марсоходы обнаружили на поверхности Красной планеты породы, которые действовали, как губка, эффективно поглощая углекислый газ (CO2) из атмосферы.
На Земле постоянные извержения вулканов высвобождали CO2, который накапливался в атмосфере, это создало стабильный парниковый эффект и по сей день поддерживает непрерывный гидрологический цикл.
А Марсом наши земные зелёные могут быть вполне довольны: сама поверхность Красной планеты победила парниковый эффект и не дала возможности для появления жизни.
Остаётся заметить, что вулканическая активность на Земле почти иссякла, и запасы CO2 теперь пополняются исключительно благодаря дыханию людей и животных, а также хозяйственной деятельности человека.
Пытаясь полностью победить парниковый эффект, зелёные рискуют превратить Землю в Марс. О том, сколько углекислого газа нужно Земле, ещё поговорим. А начнем с зелёных.
— Защита природы, зелёная энергетика — это огромный транснациональный бизнес, в котором крутятся триллионы долларов, — сказал «Свободной Прессе» независимый экономический обозреватель Константин Смирнов.
«СП»: Откуда такие цифры?
— Один из вице-президентов итальянской нефтегазовой корпорации Eni в частной беседе мне рассказывал, что строит свой дом на севере Италии, и его заставили покрыть крышу полностью солнечными батареями. Это было условием, чтобы получить разрешение, но в этом и плюсы — строительство обошлось намного дешевле за счет ряда налоговых послаблений.
А потом он рассказал, что от всех крупных углеводородных компаний на уровне правительства и администрации ЕС требуют делать многомиллиардные инвестиции в возобновляемые источники энергии.
Крупнейшие нефтегазовые компании мира (Shell, ВР и несколько других) в прошлом году заявили, что политический заказ заставил их потратить за последнее десятилетие от $100 миллиардов и выше — каждую — на зелёную энергетику. Вместо того, чтобы тратить деньги на всевозможные очистные сооружения, их заставляли финансировать «ветряные мельницы».
«СП»: Политические партии зелёных зарабатывают на этом деньги?
— Партия зелёных Германии озолотилась на закрытии АЭС. Когда их в стране не стало — финансирование зелёной энергетики от государства выросло на порядок. Естественно, лоббисты аффилированы с получателями этих денег.
Европа одно время очень активно хвалилась, что половину энергетики удалось перевести на природные источники — ветряки и солнечные батареи. А потом начались локдауны.
В Германии в марте 2018 года на много дней установилась пасмурная и безветренная погода. В результате ветряки остановились, солнечные батареи перестали работать. Свет погас по всей стране. Тогда ещё у Берлина были нормальные отношения с «Газпромом», и Россия увеличила поставки газа в разы по сравнению с контрактными обязательствами.
А совсем недавно по аналогичным причинам блэкаут произошел в Нидерландах, затем — в Испании, Португалии, на юге Франции. Больше суток не было электричества в большинстве районов, не работал транспорт.
Возобновляемые источники не дают никакой гарантии, и если они занимают половину генерации — это огромные риски.
«СП»: Про ветряки говорят, что они наносят природе более значительный ущерб, чем дымная котельная.
— Да, я был в Голландии по приглашению минэкономики этой страны. Мало того, что эти бесконечные ряды ветряков производят чисто внешне тягостное, монструозное впечатление. Чувствуется ещё и вибрация почвы, валяются трупики порубленных лопастями крупных птиц.
И тогда же мне сказали сами голландцы, что из-за вибрации исчезают многие виды животного мира, уходят насекомые, разрушается пищевая цепочка для мелких птичек, и они улетают из этих районов. Калечится вся экологическая система.
А углеродный след от ветряков не меньше, чем от угля. Да, они не выделяют CO2, когда машут крыльями.
Но сколько углекислоты выделяется при производстве, а затем утилизации ветряков. Причём если ветряк сделан из стали — её потом можно переплавить.
А когда он произведён из композитов — утилизация превращается в очень опасный для природы процесс. Представьте себе, как горит пластмасса.
А то, что на Марсе нашли камень, который поглощает CO2, — очень хорошо. Нужно его добывать и тащить на Землю, — подытожил Константин Смирнов.
О том, как лучше бороться с избытком CO2 (без применения марсианского камня), «Свободной Прессе» рассказал заведующий отделом инвентаризации выбросов парниковых газов в промышленности и энергетике Института глобального климата и экологии Росгидромета и РАН Александр Нахутин.
«СП»: Александр Ильич, мы боремся с парниковыми газами, хотя благодаря им на Земле появилась жизнь. Не слишком ли много спекуляций по поводу их опасности?
— Опасны не сами по себе парниковые газы. Дело в том, что человечество привыкло к определённому уровню температуры на планете, к обычным суточным и сезонным колебаниям. В Японии живут в традиционных домах с бумажными стенками, в Сибири — в срубах. Образ жизни оптимизирован под эти условия. И биосфера приспособлена к тому климату, какой есть.
Геологическое прошлое показывает, что колебания климата переживаются тяжело.
Современные изменения климата вызваны плодами человеческой деятельности — выбросами в атмосферу, которые меняют концентрацию парниковых газов.
Нас пугает не изменение климата, а последствия этих перемен. Начиная от вымирания некоторых видов природной жизни, изменения экосистем, и заканчивая прямым влиянием на количество человеческих смертей от жары и смерчей.
Если мы хотим продолжать существование в комфортных условиях, не терпя значительного материального ущерба, то с выбросами парниковых газов нужно бороться.
«СП»: Потепление вызвано только парниковым эффектом, или есть другие природные причины?
— Если говорить о коротком периоде, сравнимом с продолжительностью человеческой жизни, то изменения климата вызваны исключительно парниковыми газами и аэрозолями.
«СП»: Те меры, которые сейчас принимаются человечеством, эффективны, или носят в большей степени коммерческий характер, служат обогащению зелёных?
— Эти меры дают результат, но, к сожалению, пока недостаточный. Если продолжать действовать так, как сейчас, то удержать изменение климата не получится. Нужны либо более энергичные меры, либо более экзотические способы.
«СП»: Какие?
— Уменьшение сжигания ископаемого топлива, оптимизация процессов в промышленности, животноводстве и обращении с отходами, предотвращение вырубки лесов — это всё правильно, и нужно продолжать. Лесные посадки следует увеличивать, насколько это возможно, расширять площади леса и улучшать его качество.
А более экзотический способ — это так называемый геоинжиниринг. Можно собирать углекислый газ из энергетических и промышленных выбросов и его захоранивать в геологических структурах. Можно делать то же самое, собирая CO2 из атмосферы, непосредственно из воздуха. Эти способы прорабатываются в пилотных проектах.
Есть вариант — изменить кислотность морской воды, чтобы океан поглощал больше углекислого газа.
И, наконец, такой вариант — уменьшение поступления солнечного излучения на поверхность земли, что компенсирует увеличение температуры, вызванное парниковым эффектом. В нашей стране академиком Юрием Израэлем разрабатывался такой способ, как распыление в стратосфере сернистого аэрозоля, который бы отражал солнечный свет обратно в космос. Была тема размещения стеклянных шариков или зеркал в космосе с той же целью.