«Субсидии банкам по льготной ипотеке больше, чем бюджет получит от повышения НДС…»
Татьяна Куликова

Для ракеты «Ангара-А5» в КБ химавтоматики собрали двигатель 11Д58М. В будущем такие двигатели планируется устанавливать на разгонные блоки российских космических тяжеловесов.
Этот двигатель интересен тем, что создавался ещё в 60-е годы прошлого века для лунной ракеты Н-1, которую запускали четыре раза, но все пуски завершились неудачей на этапе работы первой ступени. Затем этот двигатель планировали использовать в программе многоразового корабля «Буран».
И вот 60 лет спустя 11Д58М возвращается на «Ангару». Ещё в июне Роскосмос сообщал, что заказал у Центра Хруничева три «Ангары» для запуска новой Российской орбитальной станции (РОС).
«Грипен» для Киева: Что мы знаем о шведских истребителях, которые пообещали Украине
Амбициозный контракт уже неоднозначно восприняли многие страны Европы
О том, хороши ли эти двигатели, и о судьбе РОС «Свободной Прессе» рассказал независимый эксперт в области космонавтики Вадим Лукашевич.
«СП»: Вадим Павлович, двигатели, которые 60 лет назад взрывались при старте лунных ракет, достали с архивных полок и из музеев, и решили применить для самой новой российской ракеты. Насколько мудрым является данное решение?
— Это — двигатель, который при небольшой массе даёт очень высокую мощность, то есть достигает пределов теоретических возможностей для двигателей, работающих на паре топлива керосин-кислород.
Поэтому на базе двигателя для ракеты Н-1 делались модификации для ракеты «Энергия», для «Зенита»… Они были разными: четырёхкамерными, двухкамерными, однокамерными. На «Ангаре» однокамерный.
Для этой топливной пары 11Д58М — самый лучший двигатель, не имеющий в мире аналогов. Другое дело, что этой топливной парой в все в мире, кроме нас, стараются уже не пользоваться.
«СП»: Не вызывает ли опасения то, что Россия не изобретает новое, а берёт в разработку старые, шестидесятилетние вещи, которые к тому же плохо себя проявили 60 лет назад?
— Вы озвучиваете не совсем правильный подход. Не так важно, что этому двигателю 60 лет. Мы же колесо используем. А когда его изобрели — никто даже не знает, сколько лет назад. Колесо — лучшее решение в своём классе. Вот так же и этот ракетный двигатель лучший в своём классе по удельному весу и для данной топливной пары. Другое дело, что весь мир уже делает метановые двигатели, и другие всякие.
Но мы в своём классе остаёмся единственными и лучшими, без сомнения.
«СП»: Ещё в июне Роскосмос заявил, что «Ангара» на новых-старых лунных двигателях начнёт выводить на орбиту Российскую орбитальную станцию. С тех пор новостей про РОС не было. Как у неё дела?
— Насколько мне известно, планы сейчас меняются, а скорее всего — уже изменились, только Роскосмос не спешит их озвучивать.
Раньше говорили о том, что новая станция пойдёт по высокоширотной, полярной орбите. Но трёх ракет «Ангара» для того, чтобы вывести модули на ту орбиту, никак не хватит.
Из плеяды великих авиаконструкторов: Сегодня отмечается 100 лет со дня рождения Генриха Новожилова
Генеральный конструктор «Ила» создал непревзойденные Ил-76, Ил-96 и Ил-114, которому повезло меньше
Значит, если заказаны всего три ракеты, то просто будет принято другое решение — российский сегмент отстыкуют от международной станции, и он останется на старой орбите, где находится и сейчас — 51,6 градуса по отношению к земному экватору.
В этом случае никого нового базового модуля для РОС делать и запускать не будут, российский модуль МКС просто отстыкуют, и он продолжит своё существование в таком виде, отдельно от МКС. В этом случае трёх ракет «Ангара» хватит, чтобы доставить туда новый научно-энергетический модуль (НЭМ), ну и ещё что-нибудь двумя остальными ракетами.
Облик станции ещё до конца не сформирован, но принципиальное решение о том, как её делать, насколько я понимаю, уже принято, инсайдеры уже всё знают, но официально пока ничего не озвучено.
«СП»: Президент России, а следом за ним и чиновники озвучили информацию об испытаниях ракеты «Буревестник» с ядерным двигателем. Военно-космические разработки действительно настолько опережают гражданскую космонавтику?
— Вся космонавтика является продуктом двойного назначения. Всё, что хорошо для учёных, исследующих космос — оно же хорошо и для военных. Если говорить о «Буревестнике» — то это очень интересно. Но пока «Буревестник» остаётся всего лишь крылатой ракетой, а не аппаратом для исследования космоса.