Увеличение мощностей ЦОД для расширения вычислительной базы для искусственного интеллекта (ИИ) невозможно без увеличения мощностей электрической энергии. Поэтому для увеличения мощностей необходима атомная отрасль. Но есть проблема — своего атомного топлива у западных стран в необходимом объёме нет, и долго не будет. Отсутствие быстрого решения взвинтило цены на обогащённый уран более чем в три раза за три последних года и это не предел.
Источники сообщают, что стоимость единицы работы разделения (ЕРР, англ. Separative Work Unit, SWU) урана выросла с $56 до $190. Этот показатель отражает затраты на получение топливного изотопа радиоактивного вещества. В эту величину входят стоимость добычи и переработки, а ограничение источников сырья ведёт к дефициту и повышению цен.
По данным аналитиков Berenberg, в 2023 году из России в США поступало 27% обогащённого урана. Введение санкций и условие полностью прекратить поставки с 2028 года стимулировало рост цен на уран. Самостоятельно западные страны могут перерабатывать уран в топливо во Франции, США и Канаде. Однако эти мощности ограничены, и обеспечить все потребности в краткосрочной перспективе они не смогут.
«У нас просто недостаточно конверсии и обогащения на западе, и именно поэтому цена так резко изменилась. Эта цена будет только расти», — пояснил Ник Лоусон, исполнительный директор инвестиционной группы Ocean Wall.
По мнению аналитиков, сокращение доступности уранового топлива может привести к росту цен на немедленную доставку. Казатомпром, государственная горнодобывающая компания Казахстана и крупнейший в мире производитель урана, недавно предупредил, что добыча ниже, чем ожидалось.
«Мы всё чаще видим, что казахстанское сырьё будет поступать в Китай и Россию, и всё меньше его будет уходить на запад, — сказал Андре Либенберг, исполнительный директор урановой инвестиционной компании Yellow Cake, зарегистрированной в Лондоне. — Мы легко можем увидеть сокращение предложения в среднесрочной перспективе просто из-за отсутствия новых проектов, которые могут быть быстро запущены в эксплуатацию».
Эту ситуацию разогревает спрос владельцев ЦОД на атомную электроэнергию, который не собирается угасать. Так, в прошлом году и AWS, и Microsoft подписали соглашения о получении электроэнергии от атомных электростанций.
Операторы центров обработки данных также поддержали идею малых модульных реакторов (SMR), поскольку они обещают быструю отдачу. В прошлом году Amazon Web Services (AWS) подписала три сделки по атомной энергетике в США, включая соглашение с Energy Northwest, консорциумом государственных коммунальных служб, которое позволит создать четыре передовых SMR.
Кроме того, Google объявила о сделке на 500 МВт с поставщиком SMR-услуг Kairos Power. Компания ожидает, что первый из шести или семи реакторов, предусмотренных соглашением, будет введён в эксплуатацию в 2030 году. Иными словами, возникшему дефициту противопоставляются планы и намерения, которые не гарантируют результат, а лишь обещают его в будущем, сообщает 3dnews.ru.
Как сообщалось ранее, разработчики генеративных нейросетей Google и OpenAI считают, что в будущем пользователи будут делегировать обработку интернет-запросов и выполнение разных задач чат-ботам или ИИ-агентам.