Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Названы риски и перспективы российского проекта сверхлегкой ракеты для запуска спутников

984

Российская частная компания из Санкт-Петербурга ООО ОКБ «КУЛОН» совместно с Балтийским государственным университетом «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова разрабатывает сверхлегкую ракету-носитель для запуска малых космических аппаратов любого типа — «Транспортная система SpaceNet». Упор делается на высокоточное компьютерное моделирование с использованием методов искусственного интеллекта для определения оптимальной конфигурации ракеты.

Это будет первая российская ракета с криогенными баками из композиционных материалов. Такое решение позволяет значительно снизить массу конструкции, что особенно важно для ракет данного класса.

IT-эксперт факультета игровой индустрии и киберспорта университета «Синергии» Иван Калмыков в интервью «Свободной Прессе» заявил, что композитные криогенные баки позволяют снизить массу конструкции на 15−20% — при стартовой массе ракеты 14 тонн, что критично для выведения малых спутников. Есть риск уязвимости композитов к микротрещинам при сверхнизких температурах, что требует тщательных испытаний. Аналогичные решения у западных конкурентов (Rocket Lab) показали сложности в эксплуатации.

«Что касается биметаллической 3D-печати двигателей, то совмещение стальных и бронзовых сплавов повышает температуру в камере сгорания и снижает расход топлива. Технология уже апробирована в проектах типа „Воронеж“. Эффект — увеличение удельного импульса на 10−15% по сравнению с традиционными ЖРД. Далее — турбогенератор вместо аккумуляторов. Это упрощает систему подачи топлива, повышает надежность, позволяет сэкономить до 200 килограммов массы — значимо для ракет класса 14 тонн», — указал собеседник издания.

Кроме этого, сообщается об ИИ-оптимизации конструкции. То есть, алгоритмы подбирают оптимальную конфигурацию узлов, что сокращает сроки разработки. Опыт индийской SSLV доказал: подобные системы снижают количество испытательных пусков на 30%, подчеркнул эксперт.

Среди вызовов и рисков проекта Калмыков назвал:

— технологическую новизну: криогенные композиты не тестировались в космических условиях в России. Опыт SpaceX показал: выход на надежность 95% требует минимум 50 «огневых» испытаний.

— Экономическая целесообразность. Удельная стоимость запуска на сверхлегких ракетах в 2−4 раза выше, чем у средних носителей (30−40 тысяч долларов/кг против 5−10 тысяч долларов/кг у «Союза»). Плюс, конкуренция с попутными пусками — Роскосмос предлагает вывод малых спутников «заодно» с крупными грузами по цене от 1,2 миллиона рублей/кг.

— Рыночное давление: глобальный спад инвестиций в малые РН: банкротство Virgin Orbit в 2023-м, сокращение венчурного финансирования сектора на 80% в 2024—2025 годах. Конечно, доминирование SpaceX — Falcon 9 обеспечивает 60% коммерческих запусков малых спутников.

Если говорить о перспективах для РФ, что IT-эксперт выделил:

— Рынок малых запусков. Глобальный спрос оценивается в 20−25 пусков в год для восполнения группировок типа Starlink. SpaceNet может занять нишу срочных запусков на нестандартные орбиты (500−1500 км), недоступные для «попутных» миссий.

— Технологический суверенитет. Проект стимулирует развитие биметаллической 3D-печати для космоса, отечественных композитов, «зеленых» технологий (экотопливо на разгонном блоке).

— Синергия с образованием.

«Мой прогноз: SpaceNet — не рекламный хайп. Если к 2027 году команда решит три ключевые задачи. Во-первых, докажет надежность криобаков. Во-вторых, сократит стоимость пуска до 4−5 млн долларов, иначе рынок выберет Индию или „Союзы“. В-третьих, найдет якорного заказчика, например, спутниковую группировку Sber или Роскосмоса, у России появится шанс захватить 5−7% рынка малых запусков. Если нет — проект останется технологическим демонстратором. А главная угроза — узкое окно возможностей. К 2030 году рынок могут поделить SpaceX (Transporter), Индия (SSLV) и Китай (KT-1)», — уточнил Калмыков.

По его слвоам, лучше делать ставку на господдержку (через НТИ/АСИ) и партнерство с вузами («Военмех», МГТУ им. Баумана) для снижения R&D-затрат. Без этого даже снижение массы на 20% может не обеспечить конкурентоспособности.

Новости дня
Цитаты
Олег Казаков

Старший научный сотрудник Центра исследований Японии Института Китая и современной Азии РАН

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Александр Снегуров

Заслуженный учитель РФ, кандидат психологических наук, кавалер медали «Патриот России», профессор МГПУ

Фоторепортаж дня