Суд общей юрисдикции Новосибирской области арестовал актера Никиту Кологривого на 7 суток по административному делу о мелком хулиганстве. Исполнитель роли Кащея в нашумевшем сериале «Слово пацана» отделался так легко благодаря тому, что укушенная им за ногу официантка не заявила о телесных повреждениях, и актер наказан только за дебош, который он устроил в баре.
Момент укуса и дальнейшее развитие событий зафиксированы камерами наблюдения. Этот ролик стал популярным в Сети. На нем видно, что Кологривый лежит на коленях у сидящей официантки лицом вверх, затем протягивает руку к её шее, чтобы приобнять, но девушка отстраняется, после чего артист резко переворачивается и кусает ее за ногу.
Девушка вскрикнула, актер вскочил, после чего она засмеялась. Никита понял смех по-своему, подошел к ней сзади, попытался обнять снова, но официантка нашлепала его тыльной стороной ладони по щеке. Кологривый перестал ее трогать, и они продолжили беседу вербально.
В общем, не очень обиделась девушка, как видно по съемке, и на том инцидент был бы исчерпан, скорее всего, однако пьяный актер «включил пацана» — сорвал с себя майку, смахнул на пол вазу с барной стойки и полез в драку с охраной.
Перед оглашением решения суда «Кащей» просил о снисхождении:
— Прошу меня простить и хочу уверить, что ночи, проведенной в этом «замечательном месте» (в камере административно задержанных — «СП») мне было достаточно. Все увидели, что я был арестован, и этого достаточно, чтобы мне перемывали кости ближайшую пару лет. Поэтому я прошу не назначать мне строгое наказание, которое только усугубит мое тяжелое эмоциональное состояние. Я три года работаю без отпуска. Прошу меня оштрафовать и отпустить сниматься в кино.
По записи из суда видно, что решение не отпускать, а посадить, хоть бы и всего на неделю, для артиста стало неприятной неожиданностью. Он даже сказал, что теперь неизвестно, что будет с его дальнейшей карьерой в кино, ведь из-за нахождения под арестом он сорвет съемки.
Своим отношением к строгости (или мягкости) этого вердикта судьи со «Свободной Прессой» поделился признанный специалист по работе с творческой молодежью, председатель Русского литературного общества Александр Чистяков:
— Наказание могло быть и другим, если бы девушка не простила пьяного актера. Если бы она предъявила травму или заявила о домогательствах — дело рассматривалось бы уже не по административной статье, а по уголовной. Но девушка проявила милость к падшему.
С учетом этого обстоятельства — совершенно адекватное наказание. И пусть Кологривый не боится за дальнейшую карьеру. Все от него зависит, а оступиться может каждый.
«СП»: Актер говорил на суде, что работает три года без отпуска, что эмоциональное состояние у него тяжелое — это смягчающее обстоятельство?
— Вот пусть и отдохнет недельку от съемок. Понятно, что у актеров очень подвижная психика, но закон един для всех. Молодому актеру такой жизненный опыт пригодится для будущих ролей.
В свое время и более популярных молодых актеров сажали на более серьезные сроки. Сергей Захаров — полтора года за бытовую потасовку, Александр Масляков судимости не имеет, но провел под арестом какое-то время. Их это не сломало, они возобновили творческую карьеру. Кологривый, если он выстоит и приведет эмоции в порядок, сможет гордиться, что попал в этот список.
Но эта история заставляет задуматься вот о чем: с народных кумиров и спрос особый. Жаль, что в театральном училище это не объясняют. Нормальному поведению, и если уж не трезвости, то хотя бы умению не напиваться, нужно учить точно так же серьезно, как и актерскому мастерству, — уверен Александр Чистяков.
О том, каковы границы дозволенного для человека творческой профессии «Свободной Прессе» рассказал социальный психолог Александр Черников.
«СП»: Наши «звезды» все чаще становятся объектами бытовых скандалов и несут заслуженное наказание. Это общество стало требовательнее к знаменитостям и прекратило закрывать глаза на хулиганство, или они распоясались?
— Если актер становится популярным и переходит в разряд «звезды», то эта звездность начинает трансформировать его личность. Я посмотрел бы на этот процесс с двух сторон.
С одной стороны, популярность дает актеру объективное и субъективное ощущение повышенной свободы. Объективно — ему действительно могут многое прощать — например, мелкие нарушения ПДД. Субъективно — у него появляется ощущение вседозволенности и безнаказанности. И он начинает активно это использовать и даже демонстрировать — «я популярен, мне все можно!».
К сожалению, в нашем обществе не только актеры не умеют пользоваться свободой. Многие бессознательно расценивают ее как беспредел, возможность проявить себя в атмосфере предоставленной им вседозволенности, воспользоваться, что называется, ситуацией.
С другой стороны, кто поумнее, используют скандалы совершенно сознательно для получения определенных дивидендов. Это — и подогрев популярности — тебя помнят, о тебе говорят.
Конечно, это — антиреклама, но у нас она может работать даже сильнее и ярче нормальной рекламы. И потом, как известно, «хорошими делами прославиться нельзя» (старуха Шапокляк), а вот плохими — запросто.
Кстати — и это уже про публику — немало фанатов, кому такая безбашенность, публичное хамство и разгульная удаль их любимцев очень импонирует. Нравится, что он такой раскованный, свободный от запретов, говорящий и делающий что ему хочется, большой, одним словом, оригинал.
Я бы здесь резюмировал, что это следствие некого общего падения культуры — как у актеров, так и у зрителей.
«СП»: Можно ли делать скидку на то, что творческий человек подвержен срывам? И вообще — так ли это, или актеры, наоборот, в силу профессии более эмоционально устойчивы?
— Когда-то я тесно сотрудничал с создателями телесериала «След», видел эту кухню. Как выкладываются на съемках актеры, какой это тяжкий труд. Актеры — тоже люди, возможности их психики не безграничны. Умение перевоплощаться и играть чужую жизнь само по себе делает человека душевно ранимым, эмоционально нестабильным, может приводить к нервному истощению и срывам.
По сути, то, что делают актеры, это — некоторый аналог легкой шизофрении — конечно временной, на период съемок или спектакля. Но это все равно, хоть небольшое и контролируемое, но — психическое расстройство. И оно, естественно, накладывает отпечаток на личность, состояние и поведение актера.
«СП»: Обязаны ли «звезды» быть примером в поведении?
— Я прекрасно помню великих советских актеров. Большинство из них, несмотря на колоссальную популярность, были скромными, культурными и интеллигентными людьми. А если и срывались, то старались это не афишировать, не выносить из узкого круга посвященных. И уж точно никогда не устраивали таких «публичных спектаклей» сознательно. А если кто-то из них был бунтарем, то обычно его бунтарство ограничивалось профессией — конфликты с режиссерами, с коллегами по актерскому цеху. Нередко такое бунтарство помогало творчеству, позволяло создавать шедевры актерской игры. Но самое главное — они делали дело, они им жили и отдавали всего себя творчеству.
Создание нестандартного образа за пределами сцены или съемочной площадки, имиджа бунтаря, даже нацпредателя — откровенно говоря, у современных актеров получается плохо. Актер — это актер, он не политик и не пиарщик. Хотя, конечно, он может иметь собственные политические взгляды. Но пропаганда и популяризация своих взглядов это злоупотребление актерским положением. И использовать свои личные взгляды в целях рекламы, в угоду моде, подстраиваясь под ситуацию, как-то, наверное, не очень…
Нормально, когда актер завоевывает свою популярность талантливой игрой. Но если он не талантлив или не хочет напрягаться, то пытается получить желаемую публичность каким-то иным способом…