Михаил Шуфутинский трижды спел про 3 сентября на прошедшем в Большом Кремлевском дворце концерте. Сначала он «переворачивал календарь» в компании авторов музыки и слов хита Игоря Крутого и Игоря Николаева, затем жег «костры рябин» в дуэте с Егором Кридом, после чего сольно поведал про «день прощания» и «желтый лист» на бис по просьбе зрителей.
Этот концерт в очередной уже раз стал логичным завершением ежегодной массовой истерии, в которую погружаются пользователи российских соцсетей.
Дошло до того, что некоторые наши СМИ федерального уровня всерьез называют 3 сентября «Шуфутиновым днем», публикуя в этот день всевозможные «приметы» и «рекомендации» по поведению.
А Общероссийское общественное движение «Ветераны России» обратилось к президенту России Владимиру Путину и министру культуры Ольге Любимовой с предложением присвоить Михаилу Шуфутинскому звание народного артиста РФ. По мнению представителей организации, присвоение этого звания станет справедливым признанием многолетнего труда и патриотизма шансонье, творчество которого давно заслужило высокую награду.
В современной истории, конечно, были аналогичные прецеденты всплесков популярности старых песен. Взять хотя бы неожиданный взрыв интереса в 2009 г. к «Вокализу» («Я возвращаюсь домой») Эдуарда Хиля в версии 1976 года. Хит «Мистера Трололо», как прозвали певца за рубежом, перепели многие зарубежные селебрити, в том числе и известный австрийский актер Кристоф Вальц. Только и этот, и все другие случаи взлетов старых хитов, закончились так же быстро, как и начинались — год, от силы два, а потом все сходило на нет.
Но с «Третьим сентября» все иначе. Почему?
Можно, конечно, удовлетвориться многочисленными «объяснениями» психологов и музыкальных критиков, которые на все лады, как мантру, твердят уже несколько лет подряд одно и то же. Дескать, такая непреходящая популярность песни объясняется тем, что в тексте содержатся «глубокие образные метафоры», рассказывающие «о настоящей человеческой драме», переживаемой в «ностальгически красивое для каждого время года, когда горят костры рябин». Мол, народ «действительно искренне ценит всю эту волшебную лирику, ведь искусственно так долго поддерживать популярность невозможно».
Но, может, стоит взглянуть на «Третье сентября» под несколько иным ракурсом. Как говорится, следите за руками…
Согласно исследованию «природы Шуфутинова дня» с помощью инструмента мониторинга СМИ и соцсетей «Медиалогия» в 2021 г. (результаты легко найти в Интернете с помощью соответствующего запроса), первый всплеск упоминаний и мемов насчет «костров рябин» случился в 2011-м — в Сети начала активно репоститься фотография сильно напоминающего Шуфутинского американского рэпера Рика Росса. Первоисточником мема, на минуточку, стало основанное в том же году скандальное сообщество MDK.
Такой «юморной» ажиотаж вокруг песни, впервые записанной и исполненной аж в прошлом веке (в 1993 г.), именно 3 сентября многие пользователи посчитали неуместным и довольно оскорбительным, потому что после варварского теракта в Беслане в России на этот день приходится траурная дата памяти его жертв — День солидарности в борьбе с терроризмом.
В итоге «смешная меметичность» 3 сентября несколько поутихла, а доступ к сообществу MDK в соцсети «ВКонтакте» был в итоге заблокирован решением Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 27 октября 2015 г., поскольку прокуратурой на его страницах были обнаружены информационные материалы, оскорбляющие чувства верующих, унижающие различные группы людей по признакам религиозной и национальной принадлежности.
Но, видимо, эту «пробу пера» кто-то счел перспективной, поскольку следующая, куда более мощная, волна ажиотажа вокруг «Третьего сентября» накатила на Россию в 2014-м, когда страна переживала настоящий духовный подъем после «Крымской весны», начав рвать одурманивающие путы коллективного Запада.
С тех самых пор популярность мемов про «Шуфутинов день» начала с каждым годом набирать обороты — 2015, 2016, 2017, 2018, 2019. Все это время Россия предпринимает активные шаги к своему освобождению от «очарования Западом». Появляется все больше мемов, к рассуждениям на тему «Шуфутинова дня» подключается все больше СМИ, предпочитая «делать хайп» именно на этом поводе вместо того, чтобы снова и снова доводить до каждого читателя, что терроризм это страшное зло.
Очевидно, что своей первой цели такая «проба пера» в 2011 г., видимо, достигла — в массовом сознании российских обывателей боль и горечь бесланской трагедии, а вместе с ними - и День борьбы с терроризмом как государственная дата, ушли с периферии сознания, и голосов, поднимаемых против «запошливания» 3 сентября, в соцсетях значительно поубавилось.
Своего апогея история про «Шуфутинов день» достигла в 2020-м — по «странному» стечению обстоятельств именно тогда, когда власти нашей страны официально перенесли одну из дат воинской славы России — день окончания Второй мировой войны — со 2 на 3 сентября.
Последние годы массированная «мем-подготовка» к 3 сентября начинается задолго до самой даты — уже с конца августа в соцсетях начинают появляться посты про то, что «Шуфутинский близко», а заголовки СМИ начинают пестреть советами о том, как нужно правильно готовиться к «переворачиванию календаря».
В итоге значительное число современной российской молодежи (да и не только) на вопрос о том, какой сегодня день, задаваемый им 3 сентября, без запинки на полном серьезе отвечает: «Шуфутинов».
Не память бесланской трагедии, не день окончания Второй мировой или победы над милитаристской Японией.
И уж тем более не празднество Успения Пресвятой Богородицы, особенно чтимой в России, не почитание Иконы Божией Матери «Светописанная», не день почитания Апостола от 70-и Фаддея или преподобного Авраамия Смоленского, проповедника покаяния и грядущего Страшного суда, а просто такой юморной и веселый «день костров рябин».
«Ну это же прикольно», — воскликнут одни. «Да чего-то тут ересь какая-то понаписана, автор загнался на происках Запада», — скажут другие. И таких, скорее всего, будет довольно много.
Что ж, к самой песне вряд ли могут быть претензии. Песня как песня, не сказать, чтоб особо любимая народом.
Как, собственно, и к исполнителю с авторами. Как говорится, солдат спит — служба идет, точнее, пока мемы рождаются — концерты и проценты капают. А то, что свое отношение к происходящим нынче событиям в зоне СВО они предпочитают не афишировать, да сохраняют тесные отношения с некоторыми «поуехавшими» селебрити, это дело десятое.
Но вот к тем, кто на самом деле так настойчиво и упорно продвигает в общественном сознании «Третье сентября» как исключительно «Шуфутинов день», вопросов не может не быть.
И главный из них — а вы не чей-то заказ выполняете, зачастую даже и не подозревая об этом?
Наши недруги ведь спят и видят, как лишить нас исторической памяти, например, о том, кто по сути оказался главным победителем во Второй мировой войне, о том, какую боль нам причинил терроризм.
Ведь Иванов, не помнящих своих корней, не держащихся изо всех сил за веру предков, предпочитающих вместо этого друг другу «веселые картинки» кидать в дни памяти и воинской славы, гораздо легче побеждать в экзистенциальном противостоянии. А лишать нас исторической памяти можно и такими, иезуитскими, способами.