Сотрудники российского Следственного комитета РФ (СК) из Санкт-Петербурга допросили в Израиле Валерия Шляфмана, бывшего концертного директора трагически погибшего 6 октября 1991 года певца Игоря Талькова.
Как сообщается, во время допроса Шляфман категорически отрицал свою причастность к убийству исполнителя. Как известно, он обвиняется российскими правоохранителями в убийстве Талькова, первое судебное заседание по уголовному делу состоялось 31 июля 2024 года в Петроградском районном суде Санкт-Петербурга.
Следует напомнить, что в октябре 1991 года за кулисами Дворца спорта «Юбилейный» произошел конфликт между Шляфманом и Игорем Малаховым — охранником певицы Азизы, также принимавшей участие в концерте. Завязалась потасовка, в которую включились охранники Талькова, представители Азизы, включая саму исполнительницу. В результате был произведен выстрел из пистолета, пуля попала в сердце Талькова.
Поначалу подозрения в убийстве пали на Игоря Малахова, из нагана которого и был произведен роковой выстрел. Да и сам телохранитель Азизы скрылся, избавившись от пистолета — по утверждению подозреваемого, он разобрал пистолет и выбросил в Мойку.
Однако 11 октября Малахов, объявленный во всесоюзный розыск, добровольно сдался правоохранительным органам. Проведенные следственные эксперименты показали его невиновность, и обвинение в убийстве было с него снято.
Вскоре появилась версия, что убийцей Талькова стал Валерий Шляфман, который покинул страну и уехал в Израиль. Ему было предъявлено обвинение по ст. 106 УК РСФСР — убийство по неосторожности. В 2022 году он был заочно арестован.
Следственные действия по делу об убийстве Талькова в течение минувших 33 лет то велись, то приостанавливались. 8 июня 2024 года СК РФ заявил, что на основании имеющихся данных следствие пришло к выводу о причастности Шляфмана (он теперь носит фамилию Высоцкий) к убийству певца.
Когда в 1992 году на бывшего концертного администратора Талькова пали первые подозрения, лидер организации «Память» Дмитрий Васильев стал утверждать, что тот убил Талькова за «веру и правду», причем якобы сделал это ритуально. Впрочем, в чем была ритуальность, он так и не объяснил.
«Тальков не вписывался в музыкальную банду, у него была гражданская позиция, он пел не о первичных половых признаках и не о сношении на скамейке в саду, а о России — измученной, растерзанной, расстрелянной», — говорил Васильев в 1992 году в одном из интервью.
Автору этих строк в 2019 году доводилось работать в городе Туле с сыном погибшего певца — Игорем Тальковым-младшим. Тот был кандидатом на выборах в Тульскую областную Думу. Вопрос об отце, его убийстве, был задан кем-то из членов избирательного штаба лишь однажды. Было видно, что Талькову-сыну эта тема не очень по душе, он ответил в том духе, что все равно правды сказано не будет.
Руководитель организации «Право и порядок» подполковник МВД в отставке Олег Иванников считает, что поворот в расследовании об убийстве популярного советского певца произошел в связи с выходом на новый уровень криминалистики.
— За то время, что прошло с момента убийства Игоря Талькова, технические средства, которыми пользуются криминалисты, стали более совершенными, появились новые методы исследования вещественных доказательств — в общем, наука и техника шагнули далеко вперед.
И многие уголовные дела, расследование которых прежде было затруднено из-за отсутствия технических возможностей, сегодня могут быть расследованы, а виновные и причастные установлены. И надо отдать должное сотрудникам наших следственных органов, Следкома, которые все эти годы поступательно двигались по пути установления истины.
Именно с этим и связан выезд сотрудников Следственного комитета РФ, которые сняли показания с лица, подозреваемого в причастности к делу об убийстве в 1991 году известного композитора и певца.
«СП»: Имела ли смысл такая поездка и допрос? Трудно представить, что израильская сторона выдаст Шляфмана. Ведь наши правоохранители уже выезжали в Израиль в начале 1990-х и тогда даже не смогли найти подозреваемого.
— Замечу, что следственные органы по делу об убийстве Талькова работают не только по Шляфману, но и другим лицам, которые могут быть причастны. И в отношении Шляфмана нет обвинительного уклона — есть стремление установить истину. Это же касается и других участников событий, фигурантов дела.
Здесь очень важно, что у правоохранительных органов России и Израиля сложилось понимание важности объективного расследования этого дела на основе появившихся данных.
Тем более, что современные спецсредства позволяют анализировать вещественные доказательства, изучать ДНК, биоматериалы и многое другое — благодаря этому были приведены доводы, к которым прислушалась израильская сторона. В общем, есть надежда, что это уголовное дело будет расследование, а виновные понесут заслуженное наказание.
«СП»: Поможет ли установление виновных расставить все точки в деле 33-летней давности? Снять ажиотаж в СМИ, развеять волну слухов и политических спекуляций вокруг него?
— Знаете, сегодня имя Игоря Талькова помнят в основном люди постарше, в возрасте, кому уже за 50. Молодежь часто даже не подозревает о том, что когда-то был такой композитор и певец.
Огромную роль играет исторический контекст тех тревожных событий. Мы помним, что в ту пору рушился Советский Союз. Россия тогда, как известно, стояла на переломе. Именно этот социально-исторический фон придает особую драматургию делу об убийстве Игоря Талькова. Именно поэтому его гибель так волнует людей, широко обсуждается СМИ и многими известными людьми различных сфер.