Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

«Все вокруг думали, что я затеял очередную лабуду»: Хиты для Пугачевой и Леонтьева, «Ассы» и «Выше Радуги». Чем запомнится гений Чернавский

Made in USSR: Чернавский сумел стать одним из самых модных авторов советской эстрады

92
1 / 34
 Фото: личная страница в соцсети
Юрий Александрович Чернавский родился 17 марта 1947 года в Тамбове. Музыке начал обучаться уже в пятилетнем возрасте по инициативе родителей, надеявшихся именно так оградить сына от вредного влияния улицы. Влияния меньше не стало — по словам Чернавского, поначалу он в новом занятии углядел только одну пользу: в футляр от скрипки удобно было складывать яблоки, украденные из соседских садов. Посещение музыкальной школы, а затем и местного музучилища, носившего имя С. В. Рахманинова, воспринималось скорее как малоприятная обязанность. Все изменилось после того, как в училище приехал с инспекцией профессор, известный скрипач Алексей Горохов. Опытный педагог оценил по достоинству старательную игру юного скрипача, одобрил его интерес к творчеству Паганини и дал ряд мудрых советов, которые запомнились на всю жизнь. «Ноты — это просто костыли, guidelines. Прежде нужно услышать музыку в себе, а потом уже играть, следуя собственному чувству, что это твоя музыка. То есть сначала появляется четкое ощущение, и только потом звук. И так всегда, с момента, когда ты взял в руки инструмент», — будет философствовать Юрий Александрович в интервью «Коммерсанту» полвека спустя. На фото: Юрий Чернавский с сыном Димой записывают его телефонное соло: «Да-а… ха-ха-ха-ха… Ту-Ту-Ту» для сонга «Здравствуй, Мальчик Бананан!», 1982 год.

«Музыка это вообще суть нереального. Бог знает, откуда это всё падает и еще более непонятно, каким образом это действует на людей. Да и не только на людей».

Юрий Чернавский

Советский и российский композитор скончался в возрасте 77 лет в США, в Лос-Анджелесе, где проживал последние годы. Об этом сообщили его родственники в соцсетях.

«Двадцать девятого сентября 2025 года на 78-м году ушел из жизни наш дорогой и любимый муж, отец и дедушка Юрий Чернавский — замечательный, талантливый, гениальный композитор, чья музыка до сих пор звучит на российской эстраде», — говорится в сообщении. Причина смерти композитора не указана, информация о дате и месте прощания будет сообщена дополнительно. «Его музыка будет жить в сердцах людей, а память о нем — в нашей семье навсегда. Семья глубоко скорбит и просит всех, кто знал и ценил его, сохранить светлые воспоминания», — говорится в заключение.

Известность к Юрию Чернавскому в СССР пришла в начале 1980-х годов. В 1983 году вместе Владимиром Матецким Чернавский записал пластинку «Банановые острова». Альбом, выпущенный на аудиокассетах, представлял собой эксперимент по сплаву рока и электронной музыки, включая такие хиты, как «Здравствуй, мальчик Бананан!» и «Робот». Работа с группой «Красные маки» и создание концептуального диско-альбома «Кружатся диски» около 1980 года также внесли значительный вклад в его популярность.

Чернавский — автор песен «Зурбаган», «Робинзон», «Маргарита», «Острова»; его музыка звучала в фильмах «АССА», «Выше радуги», а также в мультфильмах Александра Татарского и Игоря Ковалёва («Следствие ведут колобки», «Крылья, ноги и хвосты»), Александра Федулова («Зайца не видали?») и др. Чернавский выступал в эстрадных, джазовых, поп- и рок-коллективах СССР. Продюсировал крупные музыкальные фестивали и проекты. Был членом организаций по защите прав исполнителей, таких как GEMA, BMI и РАО, а также был признан Заслуженным артистом РСФСР.

Композитор сотрудничал с такими мэтрами, как Алла Пугачева, Валерий Леонтьев, Анне Вески, Михаил Боярский, Тынис Мяги, Сергей Минаев. Чернавский также работал с шведской группой ABBA (в лице её бэк-вокалистов) и дуэтом Bruce & Bongo.

Музыка Чернавского довольно радикально отличалась от типичной советской эстрады, сказал «Серебряному дождю» диджей и продюсер Александр Фреш: «К сожалению, ещё один гений ушёл из жизни. Юрий Чернавский, великолепный композитор, музыкант, который работал с Владимиром Кузьминым, с Пресняковым — очень большое количество ярких, звёздных имён можно назвать, и не только в нашей России, но и далеко за рубежом. „Зурбаган“, „Белая Панама“ и „Мальчик Бананан“ из известного фильма „Асса“ — все это Юрий Чернавский. Юрий применял нестандартные решения для музыкальных композиций в период советского времени. Это была музыка, совершенно не похожая ни на что. И он умел делать эти, современным языком, коллаборации, применять фанковые аккорды, джазовые аккорды. Получался такой интересный коктейль: ты слышишь песенку и понимаешь, что это мог только Юрий написать, больше никто».

В России Чернавский получил профессиональное музыкальное образование в Первом музыкальном училище города Тамбова, Тамбовской государственной академии музыки им. С.В. Рахманинова (класс скрипки) и Тамбовском филиале Московского государственного университета культуры и искусств (композиция, аранжировка). Во время обучения в музыкальном училище создал со своим другом Олегом Куценко джазовый квинтет, в котором работал в качестве саксофониста и аранжировщика, выступал в его составе на концертах и танцплощадках, участвовал в джаз-фестивале в Саратове. Первый опыт работы в ансамбле пригодился позднее, когда музыкант предпочёл скрипке альт-саксофон, встав на путь джазового артиста. С 1968 по 1983 годы занимался гастрольно-концертной деятельностью. В 1969—1973 годах выступал в джазовых оркестрах Бориса Ренского, Олега Лундстрема, Леонида Утёсова, Дмитрия Покрасса и др.

В 1973—1975 годах работал в качестве лидер-саксофониста и аранжировщика Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра под управлением Муслима Магомаева, где в то время был собран состав лучших джаз-музыкантов СССР.

С 1976 года начался новый этап творчества — работа в музыкальном стиле джаз-рок, новая волна и мейнстрим. Юрий Чернавский играл, занимался аранжировкой и выступал в качестве музыкального руководителя и аранжировщика в известных вокально-инструментальных ансамблях «Фантазия», «Красные маки», «Весёлые ребята» и рок-группе «Карнавал». В этот период музыкант освоил клавишные и синтезаторы, проявил себя как вокалист и стал перерастать из аранжировщика в композитора. Партнёрами в те годы были Юрий Китаев (ударные) и Сергей Рыжов (бас-гитара).

В 1981 году Чернавский организовал рок-группу «Динамик». С 1982 по 1983 годы работал в группе «Весёлые ребята». В 1984 году стал заниматься записью авторской музыки в личной домашней студии. Он создавал музыку с помощью синтезаторов и ритм-компьютеров (драм-машин), записывая и монтируя её на многоканальных магнитофонах.

По словам Чернавского, работал он по следующей схеме: сначала записывал музыкальные наброски на синтезатор (или на магнитофон), затем придумывал в голове аранжировку, а после набирал ритм на драм-машине и под него наигрывал на синтезаторе ту самую мелодию. После чего собирал на синтезаторе другие звуковые дорожки, а полученный результат переносил с синтезатора на магнитофон — на одну дорожку. На следующем этапе он накладывал акустические инструменты и вокал, на саксофоне играл сам, а звучание духовых инструментов (трубы и тромбоны) получал методом электронной имитации с помощью духового мундштука и клавиш синтезатора. Затем делал реверберацию, придавая объёмность звуку электронных инструментов, после чего сводил полученный материал на одну дорожку. Одним из результатов этой работы стал альбом «Автоматический комплект», записанный в марте 1984 года.

После переезда в США проходил мастер-классы в SE-Hollywood (композитор, продюсер, аудио- и кинобизнес). Чернавский продемонстрировал виртуозное владение аранжировкой, игрой на скрипке, саксофоне, клавишных, флейте и экзотических восточноазиатских инструментах.

Редкие кадры из жизни композитора — далее в галерее Свободной Прессы.

Смотрите также
Последние новости