Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

«Все вокруг думали, что я затеял очередную лабуду»: Хиты для Пугачевой и Леонтьева, «Ассы» и «Выше Радуги». Чем запомнится гений Чернавский

Made in USSR: Чернавский сумел стать одним из самых модных авторов советской эстрады

3456
3 / 34
 Фото: Виктор Лисицын/ТАСС
Композитор Юрий Чернавский и поэт-песенник Владимир Матецкий познакомились и начали сотрудничать в середине 1970-х годов, когда Чернавский искал либреттиста для своего нового музыкального проекта. Именно по предложению Чернавского Матецкий написал тексты песен для его первого альбома «Автопортрет», положив начало их долгому и плодотворному творческому союзу. На фото: актер и режиссер Федор Бондарчук, композиторы Игорь Крутой, Раймонд Паулс, певица Лайма Вайкуле, композитор Владимир Матецкий, певец Леонид Агутин (на снимке слева направо).

«Музыка это вообще суть нереального. Бог знает, откуда это всё падает и еще более непонятно, каким образом это действует на людей. Да и не только на людей».

Юрий Чернавский

Советский и российский композитор скончался в возрасте 77 лет в США, в Лос-Анджелесе, где проживал последние годы. Об этом сообщили его родственники в соцсетях.

«Двадцать девятого сентября 2025 года на 78-м году ушел из жизни наш дорогой и любимый муж, отец и дедушка Юрий Чернавский — замечательный, талантливый, гениальный композитор, чья музыка до сих пор звучит на российской эстраде», — говорится в сообщении. Причина смерти композитора не указана, информация о дате и месте прощания будет сообщена дополнительно. «Его музыка будет жить в сердцах людей, а память о нем — в нашей семье навсегда. Семья глубоко скорбит и просит всех, кто знал и ценил его, сохранить светлые воспоминания», — говорится в заключение.

Известность к Юрию Чернавскому в СССР пришла в начале 1980-х годов. В 1983 году вместе Владимиром Матецким Чернавский записал пластинку «Банановые острова». Альбом, выпущенный на аудиокассетах, представлял собой эксперимент по сплаву рока и электронной музыки, включая такие хиты, как «Здравствуй, мальчик Бананан!» и «Робот». Работа с группой «Красные маки» и создание концептуального диско-альбома «Кружатся диски» около 1980 года также внесли значительный вклад в его популярность.

Чернавский — автор песен «Зурбаган», «Робинзон», «Маргарита», «Острова»; его музыка звучала в фильмах «АССА», «Выше радуги», а также в мультфильмах Александра Татарского и Игоря Ковалёва («Следствие ведут колобки», «Крылья, ноги и хвосты»), Александра Федулова («Зайца не видали?») и др. Чернавский выступал в эстрадных, джазовых, поп- и рок-коллективах СССР. Продюсировал крупные музыкальные фестивали и проекты. Был членом организаций по защите прав исполнителей, таких как GEMA, BMI и РАО, а также был признан Заслуженным артистом РСФСР.

Композитор сотрудничал с такими мэтрами, как Алла Пугачева, Валерий Леонтьев, Анне Вески, Михаил Боярский, Тынис Мяги, Сергей Минаев. Чернавский также работал с шведской группой ABBA (в лице её бэк-вокалистов) и дуэтом Bruce & Bongo.

Музыка Чернавского довольно радикально отличалась от типичной советской эстрады, сказал «Серебряному дождю» диджей и продюсер Александр Фреш: «К сожалению, ещё один гений ушёл из жизни. Юрий Чернавский, великолепный композитор, музыкант, который работал с Владимиром Кузьминым, с Пресняковым — очень большое количество ярких, звёздных имён можно назвать, и не только в нашей России, но и далеко за рубежом. „Зурбаган“, „Белая Панама“ и „Мальчик Бананан“ из известного фильма „Асса“ — все это Юрий Чернавский. Юрий применял нестандартные решения для музыкальных композиций в период советского времени. Это была музыка, совершенно не похожая ни на что. И он умел делать эти, современным языком, коллаборации, применять фанковые аккорды, джазовые аккорды. Получался такой интересный коктейль: ты слышишь песенку и понимаешь, что это мог только Юрий написать, больше никто».

В России Чернавский получил профессиональное музыкальное образование в Первом музыкальном училище города Тамбова, Тамбовской государственной академии музыки им. С.В. Рахманинова (класс скрипки) и Тамбовском филиале Московского государственного университета культуры и искусств (композиция, аранжировка). Во время обучения в музыкальном училище создал со своим другом Олегом Куценко джазовый квинтет, в котором работал в качестве саксофониста и аранжировщика, выступал в его составе на концертах и танцплощадках, участвовал в джаз-фестивале в Саратове. Первый опыт работы в ансамбле пригодился позднее, когда музыкант предпочёл скрипке альт-саксофон, встав на путь джазового артиста. С 1968 по 1983 годы занимался гастрольно-концертной деятельностью. В 1969—1973 годах выступал в джазовых оркестрах Бориса Ренского, Олега Лундстрема, Леонида Утёсова, Дмитрия Покрасса и др.

В 1973—1975 годах работал в качестве лидер-саксофониста и аранжировщика Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра под управлением Муслима Магомаева, где в то время был собран состав лучших джаз-музыкантов СССР.

С 1976 года начался новый этап творчества — работа в музыкальном стиле джаз-рок, новая волна и мейнстрим. Юрий Чернавский играл, занимался аранжировкой и выступал в качестве музыкального руководителя и аранжировщика в известных вокально-инструментальных ансамблях «Фантазия», «Красные маки», «Весёлые ребята» и рок-группе «Карнавал». В этот период музыкант освоил клавишные и синтезаторы, проявил себя как вокалист и стал перерастать из аранжировщика в композитора. Партнёрами в те годы были Юрий Китаев (ударные) и Сергей Рыжов (бас-гитара).

В 1981 году Чернавский организовал рок-группу «Динамик». С 1982 по 1983 годы работал в группе «Весёлые ребята». В 1984 году стал заниматься записью авторской музыки в личной домашней студии. Он создавал музыку с помощью синтезаторов и ритм-компьютеров (драм-машин), записывая и монтируя её на многоканальных магнитофонах.

По словам Чернавского, работал он по следующей схеме: сначала записывал музыкальные наброски на синтезатор (или на магнитофон), затем придумывал в голове аранжировку, а после набирал ритм на драм-машине и под него наигрывал на синтезаторе ту самую мелодию. После чего собирал на синтезаторе другие звуковые дорожки, а полученный результат переносил с синтезатора на магнитофон — на одну дорожку. На следующем этапе он накладывал акустические инструменты и вокал, на саксофоне играл сам, а звучание духовых инструментов (трубы и тромбоны) получал методом электронной имитации с помощью духового мундштука и клавиш синтезатора. Затем делал реверберацию, придавая объёмность звуку электронных инструментов, после чего сводил полученный материал на одну дорожку. Одним из результатов этой работы стал альбом «Автоматический комплект», записанный в марте 1984 года.

После переезда в США проходил мастер-классы в SE-Hollywood (композитор, продюсер, аудио- и кинобизнес). Чернавский продемонстрировал виртуозное владение аранжировкой, игрой на скрипке, саксофоне, клавишных, флейте и экзотических восточноазиатских инструментах.

Редкие кадры из жизни композитора — далее в галерее Свободной Прессы.

Смотрите также
Последние новости