
Патрик Макмёрфи (Джек Николсон, «Пролетая над гнездом кукушки»: «Всё, что я знаю, так это то, что никто изначально не является великим, и мне кажется, что все тратят всю свою жизнь на то, чтобы унижать всех остальных».
Фильму Формана уже 50 лет — солидный, достойный возраст, если не считать того, что «Гнездо кукушки» никогда не было по-настоящему респектабельным, не говоря уже о степенности и уравновешенности. Сценарий был отвергнут большинством крупных студий того времени и, конечно же, никто не ожидал, что психологическая комедийная драма получит пять премий «Оскар» и займет второе место после «Челюстей» в списке самых громких фильмов 1975 года. Картина был сиротой, изгоем, отвергнутой всеми крупными студиями, пока ее не подхватила United Artists. Колкая история о психиатрической больнице остается историей-аутсайдером на протяжении многих лет во многих отношениях, пишет журналист Ксан Брукс.
Время не навредило восприятию фильма — захватывающему повествованию Милоша Формана о людях, которых когда-то считали сумасшедшими и о том, что когда-то называлось психушкой. Изменение общественных взглядов не может смягчить остроту драмы, где робкие пациенты противостоят ледяной, суровой медсестре Рэтчед. Время лишь обострило грани фильма. С любовью отряхнутый и переизданный для потомков, осенью он снова гордо шагнул в кинотеатры в России и в мире — в 2025 году появилось новое издание «Пролетая над гнездом кукушки» — это 4K-реставрация к 50-летнему юбилею драмы. Также планируется сериальное продолжение истории, сосредоточенное на персонаже Вождя Бромдена после его побега из клиники.
Большинство классических фильмов в киноиндустрии — это своего рода государственные деятели старшего поколения или музейные экспонаты, окутанные историей или запертые под стеклом. Однако «Гнездо кукушки» — это фильм своей эпохи — даже динозавр, — и при этом он не кажется устаревшим и говорит вне партийных границ. Это фильм о свободе, самодостаточности и стремлении к личному счастью, поэтому его любят как хиппи старой школы, так и ультраправые, подобные Maga *. Каждая сторона может утверждать, что фильм разделяет их ценности. Одна видит себя в Макмерфи, а другая — в сестре Рэтчед.
Производство было суматошным; оно держалось на адреналине и неразберихе. «Гнездо кукушки» продюсировал 29-летний Майкл Дуглас, унаследовавший проект от своего отца Кирка, который жаждал сыграть Рэндла Патрика Макмёрфи, возбужденного заключенного, который гальванизирует психушку. И он был в ярости, когда роль досталась Джеку Николсону, молодому, более горячему актеру, только что снявшемуся в «Китайском квартале» (1974) и «Профессия: репортер', известном так же под названием «Пассажир», (1975).
«В то время я изучал американскую литературу XX века на первом курсе. Я был хиппи в Калифорнии, и книга Кена меня просто сразила. Я видел отца в пьесе, а годы спустя случайно узнал, что он продаёт права на книгу, так как не смог экранизировать её. Я сказал: „Я приложу все усилия, чтобы он был снят“. Отец был очень мил и согласился дать ребёнку шанс», признается позже Майкл Дуглас. Кирк Дуглас гордился тем, что его сын продюсировал этот фильм, но он так и не сыграл роль Макмерфи. Это было чрезвычайно тяжело для него.
«Когда вы оглядываетесь назад как актер, возможно, вы получаете четыре великие роли за свою карьеру. RP McMurphy был одной из таких ролей. Позже мы шутили об этом, что это была моя вина, что он не снялся в нашем фильме, но я напомнил ему, что последнее слово за режиссером. Я пытался, но это было невозможно. Слишком много времени прошло. Когда Джин Хэкмен и Марлон Брандо отказались, я думал, что, возможно, есть больше шансов, но затем Милош очень хотел Берта Рейнольдса. Позже Хэл Эшби показал нам несколько отрывков с Джеком Николсоном из „Последнего наряда“, и на этом все закончилось», — поделился Дуглас.
В фильме также снимаются Уилл Сэмпсон, Дэнни ДеВито, Сидни Лэссик, Уильям Редфилд, Кристофер Ллойд и Брэд Дуриф, причем для последних двоих это дебют в полнометражном фильме. Сценарий написали Лоуренс Хаубен и Бо Голдман.
Форман, герой чешской новой волны, отсиживался в отеле «Челси», восстанавливаясь после нервного срыва, когда его наняли режиссировать, и он привнес свой собственный опыт. Фильм снимался в действующей психиатрической больнице, где медики и пациенты теснились среди актеров и съемочной группы. В художественном отделе работал поджигатель. Один из заключенных сбежал через открытое окно на втором этаже (он поранился при падении и был быстро пойман). Бюджет картины раздулся, страсти вспыхнули, и актеры взбунтовались. Практически каждый день был борьбой, что было на руку материалу, потому что реальная жизненная драма выплескивалась наружу и вспыхивала. Прибыв как-то на съемочную площадку поздно вечером, Николсон с тревогой заметил, что многие из его коллег-актеров, казалось, не могли выйти из образа. Есть старая шутка: не нужно быть сумасшедшим, чтобы работать над «Гнездом кукушки», но это помогло.
«У кого из вас, сумасшедших, есть хоть капля смелости?» — спрашивает Макмерфи, буйный новый пациент больницы, тем самым настраивая себя и свою паству на столкновение с властями в целом и с Рэтчед в частности. Комедия взрывается, как фейерверк. Драматичные сцены обрушиваются с силой молота. Макмёрфи ненавидит бюрократию, обрушивается на регламент и снабжает пациентов дозой неприкрытого мачизма. Мужчины — «кастрированные развалины», которым нужно заново обрести свою силу. Женщины — либо хихикающие секс-работницы, либо «кастраты-наседки». Но фильм не лишён нюансов и ощущения напряжённой сложности жизни. Важно отметить, что игра Луизы Флетчер в роли Рэтчед гарантирует, что монстр Кизи остаётся человеком. Она — измученный профессионал и такой же представитель своего времени, как и Макмерфи. Рэтчед в меньшинстве, и отделение находится в осаде. Неудивительно, что в конечном счёте она прибегает к помощи джамп-лидеров.
Драма Формана основана на бестселлере 1962 года Кена Кизи, хиппи-основателя «Весёлых проказников», и в своё время считалась фильмом левых, эталоном контркультуры, хотя её язык впоследствии был присвоен и переработан правыми либертарианцами. С успехом фильма утвердилась карьера Милоша Формана как американского кинорежиссёра и пришла его мировая слава. К слову, сам писатель остался недоволен экранизацией.
Сильные цитаты из классического романа Кена Кизи о здравомыслии, институционализированном угнетении, свободе и о том, что общество считает нормой, а также — яркие кадры — далее в подборке Свободной Прессы.
* Make America Great Again, MAGA («Вернём Америке былое величие», буквально с англ. — «Сделаем Америку снова великой») — американский политический лозунг, популяризированный Дональдом Трампом в ходе его президентской кампании 2016 года.