То, что Александр Лукашенко не приехал на саммит ОДКБ из-за глупой «молочной войны» политиков, не способно разрушить военное сотрудничество России и Беларуси. Слишком важен наш боевой союз для обороны обеих стран, чтобы им пренебрегать в угоду амбициям или шкурным интересам отдельных лиц. И слишком опасна обстановка на северо-западе Европы.
Военно-стратегическая ситуация в регионе определяется балансом сил и устремлений 19 государств северо-западной части Европы и Арктики. Их них 14 государств входят в НАТО: США, Канада, Англия, Германия, Норвегия, Бельгия, Дания, Латвия, Литва, Эстония, Польша, Чехия, Нидерланды, Ирландия. Финляндия — не входит ни в какие блоки. Белоруссия и Россия входят ОБКБ и ШОС.
Наибольшее влияние на состояние безопасности оказывают следующие нарастающие процессы: несение боевого дежурства стратегическими бомбардировщиками и атомными подводными лодками США в Северном Ледовитом океане и Северной Атлантике; увеличение глубины воздействия тактической авиации НАТО с аэродромов новых членов практически на всю европейскую часть России; размещение элементов американских ПРО на территории Чехии и Польши; создание военных баз США и НАТО на территории Румынии и Болгарии; отказ стран НАТО от ратификации договора о сокращении обычных вооружений в Европе (ДОВСЕ) и др.
Угроза со стороны США и НАТО является на сегодняшний день вроде бы гипотетической, но вполне вероятно, может стать в ближайшее время реальной именно на северо-западе в результате все обостряющейся борьбы за ресурсы Арктики.
Военный союз с Беларусью в какой-то степени блокирует потенциальные угрозы со стороны новых стран НАТО. Например, в случае необходимости, Москва и Минск имеют возможность непосредственно выйти к границе с Польшей и нейтрализовать элементы ПРО США оперативно-тактическими методами. Объединение ВС двух стран значительно усилит группировку, особенно сухопутные силы в регионе, причем не потребует перестройки системы управления союзными армиями. В рамках обеспечения функционирования региональной группировки войск министерствами обороны Республики Белорусь и России проводятся мероприятия совместного планирования, совместной оперативной и боевой подготовки, работа по модернизации системы управления, созданию единых (объединенных) военных систем, реконструкции объектов военной инфраструктуры.
Важно отметить, что Беларусь обладает одной из самых мобильных и технически оснащенных армий в Европе. Здесь прошли модернизацию такие наши общие виды вооружений как многофункциональный истребитель МиГ-29БМ и система залпового огня «Град» на базе шасси «МАЗ». За последние несколько лет на вооружение белорусской армии поступил и целый ряд новых современных образцов вооружений, которые создавались предприятиями оборонного комплекса республики. В ближайшее время должна завершиться разработка новых, более эффективных автоматизированных систем управления войсками. Кроме этого, планируется принять на вооружение модернизированный многофункциональный истребитель Су-27УБМ1 и вертолет Ми-8МТКО1, средства радиоэлектронного противодействия и специальную технику железнодорожных войск.
Белорусская армия, в отличие от российской, осуществила полноценную реформу. Кроме перевооружения и модернизации вооружений, создана новая система управления вооруженными силами. Реорганизован ряд структурных подразделений министерства обороны, главный штаб Вооруженных Сил Республики Беларусь преобразован в генеральный штаб. Оптимизирована организационная структура вооруженных сил. Осуществлен переход на двухвидовую структуру (Военно-воздушные силы и войска ПВО, Сухопутные войска), большие изменения претерпела сама структура видов Вооруженных Сил.
С целью создания на операционных направлениях группировок войск, способных в условиях мирного времени выполнить задачу по локализации и нейтрализации вооруженного конфликта, на базе армейских корпусов сформированы Западное и Северо-Западное оперативные командования. Юридически закреплено разграничение военно-политических, административных, обеспечивающих, планирующих и других функций между министерством обороны и генеральным штабом Вооруженных сил.
Огромное значение для обороны России и Беларуси имеет создание единой системы ПВО.
На Западном и Северо-Западном направлениях Белоруссии действуют оперативно-тактические командования ВВС и ПВО, каждое из которых включает более пяти зенитно-ракетных и радиотехнических бригад. Должность командующего планируется сделать внештатной, «хотя вопрос еще прорабатывается». Командующий будет назначаться главами двух государств по представлению министров обороны. В состав боевых сил Единой региональной системы ПВО Белоруссии и России планируется включить зенитные ракетные комплексы С-400 «Триумф».
Система управления и структура объединенных вооруженных сил постоянно проверяются на совместных учениях «Неман-2001», «Березина-2002», «Чистое небо-2003», «Щит Отечества-2004», «Щит Союза-2006», «Стабильность-2008». В этом году будут проведены учения в Белорусии «Запад-2009». На учениях также отрабатываются возможные сценарии военного конфликта в регионе.
Первый сценарий. Воспользовавшись преднамеренной аварией «Северного потока», силы НАТО на Балтике, спецназ НАТО (скандинавские страны), плюс младо — натовцы (Литва, Латвия, Эстония), выполняя решение взять под «охрану» «Северный поток», препятствуют устранению аварии. НАТО приводит силы и средства в боевую готовность. На аэродромы в Польше, Литве, Эстонии прибывают войска. НАТО провоцирует Россию и Белоруссию также на приведение войск в боевую готовность.
Второй сценарий. Россия в ответ на установку в Польше систем ПРО, в Калининградском особом районе разворачивает «Искандеры». В ответ на это натовские войска приводятся в боевую готовность.
В любом случае, в сложившейся оперативной обстановке командование Региональной группировки войск обязано отразить воздушные удары «противника» совместной системой ПВО. Нанести ряд ответных огневых «ударов» по его пунктам управления, объектам инфраструктуры и группировкам войск. При вторжении «противника» ведением активной обороны войсками оперативных командований Белоруссии, во взаимодействии с Региональной группировкой войск не допустить развития наступления в глубину. Проведением «контрударов» разгромить группировки войск «противника» и восстановить положение по государственной границе.
Как видим, войска занимаются проблемами, перед которыми «молочная война» кажется мышиной возней. Ответственные политики и военные продолжают заниматься вопросами совместной обороны, несмотря на «технические» провокации.
Анатолий Цыганок, полковник, руководитель Центра военного прогнозирования