Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Безнадежное бездорожье

Почему автолюбители Карелии отказываются платить транспортный налог

3604

В Карелии около трети автовладельцев ежегодно не платят транспортный налог. Схожая ситуация и нынче. Как прогнозируют в республиканской налоговой службе, к «часу Х» — 5 ноября, когда истекает срок такого рода платежей, только 70% граждан переведут необходимую сумму в фискальные органы. Основная причина тому, как считают многие в республике, очень плохие дороги. Они так достали карельских жителей, что те решили «голосовать неплатежами». Иного способа, считают, обратить внимание властей на «направления» у них нет.

В самой ФНС Карелии комментируют ситуацию спокойно, давно к подобному привыкли. По словам главы ведомства Вячеслава Масалкина, «те, кто не заплатит в срок, тому уже с 5 ноября пойдут пени».

Некоторые граждане, получив налоговое уведомление, говорят: «У нас плохие дороги, не пойду платить — и все», - обнародовал В. Масалкин на специально созванной пресс-конференции причину «транспортного недобора». — Но мы этот налог все равно доберем. С 5 ноября уже пени пойдут. И сначала мы направим налогоплательщикам требования. А если они не отреагируют, то загрузим мировые суды, они будут работать".

Взыскать с автовладельцев налоговая служба планирует в общей сложности 500 миллионов рублей. Руководитель ведомства не уточнил, это с учетом пени или без. В любом случае для глубоко дотационной республики, каковой в последние годы является Карелия, деньги немалые. Кстати, именно столько требовалось в конце первого десятилетия 2000-х на плановый ежегодный ремонт действующих карельских магистралей. О чем я узнала, изучив капитальный труд местных чиновников под названием «Концепция развития дорожного хозяйства Республики Карелия на период до 2015 года». Но о нем чуть ниже.

Хорошо налоговикам, у них есть, говоря официальным языком «действенные рычаги воздействия на неплательщиков». Так что доберут положенные суммы. А вот как быть рядовым автолюбителям, которые что только не придумывают, чтобы власть обратила, наконец, внимание на те «направления», что преобладают в Карелии над дорогами? Разве что сами эти дороги ещё не перекрывают в знак протеста.

В недавней поездке по северным районам Лесной республики, ваш корреспондент разговорилась в одном из «медвежьих уголков» близ Беломорска с местным жителем, 28-летним Алексеем. Он работал водителем в одной частной автокомпании. Все шло хорошо, пока однажды на дороге между двумя населенными пунктами Алексей не угробил новенькую служебную «вольво».

— Там трасса была такая, что самое правильное было бы давно закрыть её для проезда, - рассказывает он. — Но не закрывают, так как люди в поселках окажутся от мира. Другого пути к ним и от них нет. Я в итоге из той ямы, куда угодил, все-таки вырулил через несколько часов мучений, до конторы своей с горем пополам добрался, но с меня такую сумму затребовали за ремонт, что за год бы с моей зарплатой в 15−20 тысяч не расплатился.

«СП»: — Чем дело закончилось?

— А я в суд подал — и на дорожников, и на нашу компанию. Они же знали, какие испытательные полигоны эти наши «дороги», зачем послали меня туда на новой иномарке? Там если на чём и ездить, то разве что на вездеходе. Меня все товарищи по работе поддержали. Дело тянулось долго. Кончилось тем, что от претензий ко мне отказались.

«СП»: — Но дорогу-то ту несчастную хотя бы залатали?

— А кто будет латать? До власти не достучаться. Про мое «дело» все в республике знали, а толку? Так и осталось личным…

Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования Карелии на декабрь 2010 года (более поздних данных найти не удалось) составляет 12 463,2 км. В том числе, федеральная автотрасса «Кола» — 772 км, и автотрассы республиканского значения — от Петрозаводска до приграничных пунктов пропуска. Из них к 2010 году покрыт асфальтобетонным покрытием был всего 2001 км (включая «Коллу»). Хуже всего обстояли дела, понятно, в отдаленных от региональной столицы населенных пунктах. Что-то изменилось за минувшие четыре года?

Про дороги в районе Костомукши и близ Беломорска, по которым не ехала, а мучилась, я уже писала, рассказывая о российско-финском туристском проекте «Белая дорога». А в других местах? Например, в Лоухском районе? Это за Кемью, на самом севере республики, ближе к Кольскому полуострову. Там три года назад побывал с рабочей поездкой глава Карелии, им в то время был Андрей Нелидов. Визит стал событием для местных жителей, десятилетиями не видевших у себя чиновников рангом выше муниципального. Дороги, по которым добирался до районного центра Нелидов, в оперативном порядке тогда же заасфальтировали. Как-то сразу деньги нашлись. А что сейчас?

— Ой, я не знаю, можно ли говорить, — растерялась специалист местной администрации Алевтина Васильевна. — Может, вам лучше с главой администрации поговорить? Только он сейчас в отъезде…

«СП»: — А вы о своем личном впечатлении расскажите. Вам ведь приходится, наверное, выезжать за пределы вашего поселка?

— Конечно, регулярно, работа такая, что на месте не засидишься. Ну что сказать? В центре самого поселка дыры в асфальте минувшим летом залатали, было очень много ям, давно не ремонтировали, теперь стало более-менее нормально. Ещё протянули небольшую асфальтовую «ветку» к железнодорожной станции. Что касается других населенных пунктов района… В них не очень много людей живет. Думаю, по этой причине дорожники туда не спешат.

Звоню в один из поселков Лоухского района — Пяозерск. В нем числится более двух тысяч жителей. Но постоянно проживает порядка 1700 человек, из которых 800 — пенсионеры, 400 — дети.

Снявшая трубку сотрудница сельского поселения Ольга Тарасова не скрывает: дорожный ремонт тянется у них уже… двадцать лет.

— Понемножку ремонтируют «ямочным способом», — объясняет Ольга Ивановна. — На то, чтобы капитально все сделать, средств катастрофически не хватает. Одна надежда — на хорошую снежную зиму.

«СП»: — Чтобы дорога «выровнялась»?

— Точно. От нас до районного центра Лоухи путь неблизкий — 110 км. Асфальта на этом пути, отродясь не было. Обычная грунтовка, сильно разбитая, в дожди «плывущая». Ни разу не ремонтировалась. С весны до поздней осени (если только лето не засушливое, что бывает у нас очень редко) убиваем на дорогу в райцентр не менее четырех часов. Сейчас, когда, наконец, подморозило, да выпал снежок, ездить стало поспокойнее. Добираемся в Лоухи за два с половиной часа.

«СП»: — А часто жителям Пяозерска приходится ездить в район?

— Конечно. У нас же ни поликлиники, ни больницы своей нет, а стариков много, им медицинская консультация требуется регулярно. Плюс — разные «бумажные» дела, в смысле оформления документов. В общем, не ездить не получается.

После того, как прежний карельский глава побывал в Лоухском районе, он пообещал выделить из республиканского дорожного фонда на ремонт местных трасс «всю необходимую сумму». Цифру не назвал, чтобы было, наверное, куда отступать, но народ обнадежил. С тех пор и ждут.

— О какой «Концепции» вы говорите: принятой в 2007 году и рассчитанной до 2015 года? — Переспрашивает меня консультант отдела развития дорожной сети республиканского госкомитета по транспорту Андрей Мелентьев. — Она давно уже, извините, не документ для нас. Точнее, мы частично использовали её при разработке новой программы, рассчитанной до 2020 года. С новым главой республики произошло перераспределение обязанностей. При Нелидове за ремонт дорог отвечал минстрой. Теперь при Худилайнене — наш комитет.

«СП»: — Много удалось уже сделать?

— Да как сказать… В Петрозаводске порядок постепенно наводим, с автодорогами тут положение самое лучшее в республике (на центральных магистралях, а чуть в сторону от них — те же ямы и колдобины, что и в глубинке — авт.). Чем дальше от столицы, тем, увы, сложнее. По счастью, несколько трасс у нас федерального значения, они поддерживаются в хорошем состоянии. Из средств собственного бюджета отремонтировано за текущий год 28% дорог. Сказывается серьезное недофинансирование. Программой дорожного ремонта на 2015−2017 гг. предусмотрено получение 2,2 млд. рублей. Это самая минимальная сумма, нужно бы раза в три больше. Но хоть бы эти деньги получить!.. Вся надежда на грядущий в 2020 году юбилей: сто лет образования Республики Карелия. Москва ведь нас не забудет, подкинет деньжат на подготовку к славной дате, как думаете?

Так и живем — одной надеждой на Москву. Сами что ж, совсем разучились зарабатывать?

Кстати, Карелия не так уж бедна, как может показаться (или как она хочет казаться?). Достаточно ознакомиться, например, с недавним отчетом Контрольного управления министерства финансов республики о проверках в государственных и муниципальных учреждениях. Согласно ему, в 2013 году было выявлено нарушений на 121,5 миллиона рублей. В том числе, связанных с нецелевым использованием средств — на 14,1 миллиона рублей, неправомерным расходованием — на 9 миллионов рублей, и неэффективным использованием — на 18,6 миллиона рублей. В текущем году общая сумма нарушений, выявленных в госучреждениях, достигла уже 432,5 миллиона рублей. Получается, почти полмиллиарда бюджетных денег либо пошли «не туда», либо вовсе «куда-то пропали».

Сколько дорог, интересно, можно было бы на них отремонтировать?

Фото: Вячеслав Юрасов/Коммерсантъ

Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня