«Свободная пресса» продолжает журналистский «сериал» о многодетных семьях России. Начали мы его с истории о счастливом замужестве одинокой матери 10 ребятишек и убежденного холостяка.
Сегодня — трагическая история, но тоже со счастливым концом.
Гибель священника
Беду усугубило то, что незадолго до гибели мужа, его жена, Светлана, родила сына Никиту — 12-го ребенка в семье.
Так, в 40 лет матушка Светлана стала вдовой, а дюжина детей — сиротами.
Спустя несколько дней после похорон, Светлана услышала, как трехлетний сын Арсений говорит в трубку детского телефона одну и ту же фразу: «А у нас папа умер. Папа умер…». Она потеряла сознание. Пришла в себя уже в психиатрической клинике, где потом долго лечилась. Все это время за детьми присматривала ее мать, вызванная с Украины.
Чем помочь?
Выйдя из больницы, Светлана узнала, что в их осиротевший дом звонит множество людей. Причем не только из российских городов, но и из бывших республик СССР и даже из-за границы. Все спрашивали: «Чем помочь?» Дело в том, что по многим СМИ разошлась информация о гибели ее мужа и осиротевших детях.
Глупо было от помощи отказываться, и тогда Светлана в одном из московских банков открыла расчетный счет, номер которого разместил на своем сайте известный священнослужитель диакон Андрей Кураев.
От совершенно незнакомых людей побежал в семью спасительный финансовый ручеек. Помогла и Тверская епархия. Пожертвования матушке Светлане приносили простые прихожане различных церквей. Практически ежедневно в дом погибшего священника привозили несколько буханок хлеба из пекарни одного из тверских монастырей…
Три года спустя…
После гибели отца Алексея прошло чуть более трех лет, и вот что увидел корреспондент «СП», побывав в гостях у Голяковых.
Добротный дом, обшитый сайдингом и со стеклопакетами на окнах. Внутри — все неплохо обставлено, два телевизора, компьютер, стиральная и посудомоечная машины, двухъярусные кровати для ребят, две специально оборудованные комнаты для учебы. Во дворе — обустроена детская горка и песочница для самых маленьких.
Настя, Костя, Лиза, Соня и Ваня учатся в школе, Женя и Арсений ходят в детский сад, четырехлетний Алексей и трехлетний Никита остаются пока дома с мамой. Все дети ухоженные и хорошо учатся.
Пятнадцатилетняя Настя, которая в отсутствии мамы остается в доме за старшую, мечтает поступить в медицинский и стать домашним доктором. Соня ходит на музыкальные занятия и в изостудию, осваивает искусство вязания. Лиза учится в музыкальной школе, а Костя видит себя в будущем дизайнером автомобилей.
Правда, сейчас за обеденным столом собираются не 12, а лишь девять детей: две старшие дочери — Лена и Маша, а также сын Кирилл, живут в Москве. Дочери учатся в Свято-Тихоновском духовном университете, а Кирилл собирается поступить в духовную семинарию, и пока прислуживает при храме.
Но самое потрясающая новость, что в Москве ребята не снимают угол, а живут в собственной однокомнатной квартире.
Спасибо, люди добрые!
— Квартира в Москве куплена тоже на пожертвования? — спрашиваю у Светланы.
— Слава Всевышнему! — отвечает хозяйка. — Мир не без добрых людей. Я очень благодарна за помощь, которую мне и моим детям оказали. Передайте всем низкий поклон и материнскую благодарность. Добрых людей в нашей стране оказалось очень много. Вот, к примеру, московский фонд имени Сергия Радонежского отремонтировал нам дом. Тверские благотворительные фонды подарили моим детям компьютер, бытовую технику. Так что живем мы, спасибо людям и Господу нашему, хорошо, ни в чем не нуждаемся, разве что в добром слове.
Ложка дегтя
Матушка не случайно упомянула о «добром слове». Ее намек я поняла чуть позже, когда уезжала. В Рамешках нашлись люди, которые завидуют этой семье, и не могут спокойно смотреть на достаток, который пришел в семью после гибели кормильца.
— Конечно, дай Бог им здоровья и благополучия, но ведь никто из них — ни мать, ни взрослые дети — ни одного дня нигде не работали, — ворчит небритый мужчина на автобусной остановке, у которого я поинтересовалась, как он относится к семье Голяковых — Нет, не понимаю, как это в семье, где уже подросли дети, до сих пор никто не работает?
Пытаюсь ему объяснить, что труд женщины, воспитывающей без мужа 12 детей, — вряд ли можно сравнить по трудоемкости и сложности с каким либо другим. Но он твердит свое:
— Ишачишь, ишачишь с утра до вечера, а телевизор купить не на что…
И тут мне вспомнились слова Светланы, сказанные на прощание:
— Сейчас-то у нас все нормально, но было бы хорошо, чтобы добрые люди не забывали нашу семью и дальше, а то дети растут, им учиться надо…
Поселок Рамешки, Тверская обл.
Фото Светланы и Алексея Голяковых, [*].
Кстати
В СоФеде разрабатывается законопроект, предусматривающий выплату ежемесячной заработной платы и начисление стажа домохозяйкам, воспитывающим трех и более детей.
— Мы уже начали работать, просчитываем сейчас по всем российским регионам экономическую целесообразность такого шага, — заявила недавно председатель Комитета СФ по социальной политике и здравоохранению Валентина Петренко на сессии комиссии ООН по положению женщин в мире. Но…
Александр Починок, представитель в СФ от Краснодарского края:
— Справедливый, но труднореализуемый законопроект. У нас эта категория женщин незаслуженно забыта… К сожалению, до уровня выплат полноценных зарплат многодетным домохозяйкам Россия еще не доросла, воплотить в жизнь данное предложение в ближайшее время будет крайне тяжело. Денег, которые сейчас выделяет государство на борьбу с безработицей, очень мало, а если добавить еще одну статью расходов, то средства закончатся еще быстрее. Безусловно, льготы, социальная помощь и пособия многодетным домохозяйкам должны быть увеличены, но переходить на настоящую зарплату пока рано. Черпать средства из того источника, их которого это предлагают делать разработчики, не получится.
Из досье «СП»
Многодетная семья в России — это семья, имеющая трех и более детей в возрасте до 16 лет.
Малообеспеченным семьям предусмотрены ежемесячные государственные выплаты. В Москве такое пособие составляет — 750 рублей на ребенка, т.е. если детей в семье двое выплата будет уже 1 500 рублей
Предусмотрена городская ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг. В Москве она составляет 450 рублей на семью, но если детей больше 5 — выплата будет 900 рублей.
Ежемесячная компенсационная выплата за пользование телефоном составляет 50% от установленного на семью тарифа.
Семьям, имеющим более 5 детей, полагается, ежемесячная компенсационная выплата на приобретение товаров детского ассортимента. В Москве она составляет 900 рублей на семью.
Ежегодная компенсационная выплата на приобретение комплекта детской одежды для посещения занятий на период обучения в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы — 5 000 рублей на ребенка.
В сельской местности аналогичные пособия обычно в два-три раза ниже.