Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
1 декабря 2014 15:13

Робин Гуд против Урфин Джюса

Дмитрий Юрьев о необходимости новых сил в общественно-политическом пространстве

2132

Тут одна такая тема… Ну, которая достала всех уже. Называется, скажем так, «полковник и куратор». Один про другого прямо так вслух — как правдолюбивый хирург-гинеколог… Второй про первого — по обыкновению, токмо волею посланных маршировать честных и искренних ботов и троллей, кто на котурнах, кто на аккаунтах, кто на досках…

Ну и все вокруг расшикались. Дескать, что это еще? Время нашли! (ну и, конечно, множество версий: хорошему полковнику плохая политика мешает — а полковник-то плохой! — а полковник хороший, да вот куратор совсем не от тех куратор! — а если Ротшильд на Фридмана нападет, то кто кого заборет — кiт или кит? — и так далее)…

Между тем, история про этих двоих — важная история. А особенно важная, если отвлечься от персоналий…

Что такое первый из них? Доведенная до совершенства (а недоброжелатели скажут — до абсурда) сущность русского министра-администратора времен шансона и айфона. Остро востребованная на исходе лихих 90-х властью, которой с лихвой хватило идеалистов и авантюристов всех видов и сортов. Властью, которой так сильно были нужны технологи. Манипуляторы. Менеджеры, извините за выражение. Эффективные, еще раз извините.

…Он появился на фоне дикой усталости общества от переизбытка слов, смыслов, идей, болтовни и вранья. Вранья и болтовни — зачастую, кстати, — вполне искренних, ну или наполовину искренних. Где всё — вперемешку: белые штаны, чиновники на «Волгах», демократия с десоветизацией, залоговые аукционы, двапроцента и «возьмёмсязарукидрузья» в одном флаконе.

При этом он — как сущность — вышел из глубины этого всего. И для него все эти осколки утраченных смыслов остались чем-то вроде интеллектуального дресс-кода. Чем концептуальнее и постмодерничнее — тем фэйсконтрольнее. Но ежели кто посмеет утверждать, что все эти финтифлюшки имеют какое-то другое измерение, кроме стразового, — ну, мы тебя за язык не тянули.

Русская постельцинская политбюрократия выработала безусловный и практически священный modus operandi — в условиях самодискредитации политических смыслов, на фоне бушующих выплесков эмоционального и криминального происхождения необходимо было постоянно мимикрировать, имитируя эти внешние и не нужные для дела вещи, сосредотачиваясь на едином на потребу: манипуляциях и контроле.

Практически мгновенно, без серьезного сопротивления (потому что тихо и без осознания кем бы то ни было в обществе) свершился переход. От смертельно опасной, неустойчивой, стихийной и неуправляемой девяностии к совсем другому формату. Куда более устойчивому и, на самом деле, приемлемому для большинства. С вертикалью, ручным управлением и суверенной демократией. Но без малейшего допуска для существования любых естественных проявлений живой социально-политической активности.

Не умея как-то справляться с политической субъектностью (а возможно, просто не имея времени научиться в условиях форс-мажора 1999 г.), новая бюрократия просто избавилась от нее. Не оставила для общества никаких клапанов сброса социальной энергии и рычагов влияния на политические процессы. А поскольку дресс-код (помните?) требовал соблюдения всяких там формальностей (black tie, выборы, партии, всё такое) — единственной приемлемой формой публичной политики в Российской Федерации стала политика имитационная. «Консолидация элит», деполитизация бизнеса и полный переход контроля над властью и управления в непубличное, бюрократическое поле на живую нитку, на скорую руку, а честно говоря — очень грубо были закамуфлированы макетами партий и движений, «молодёжки» и оппозиции, кадровых лифтов и независимого конкурентного бизнеса. Среди этих муляжей было приемлемо многое — от коммунистов до боевиков-нацистов — кроме одного: живых и самодостаточных человеческих мотивов. Генерал Урфин Джюс научился одному — выстругивать эрзац-войска из бревен, чтобы создавать иллюзию мобилизации. Дело полезное — когда от мобилизации требуется только демонстрировать силу, а не воевать взаправду.

Потому что фактически, делая ставку на максимальное упрощение системы власти, коллективный (и индивидуальный) Урфин Джюс обезличил и дегуманизировал все политическое пространство. Не затронув — просто потому, что это оставалось вне его компетенции — только одного человека, только одну личность, только одного субъекта политики: президента. Избранного на выборах. Обладающего индивидуальностью и волей. Руководствующегося разными мотивами и связанного с человеческими интересами. Правда, именно он, президент, вынужденно, торопясь удержать страну от коллапса, опираясь на «тот человеческий материал, который есть», позволил перевернуть пирамиду власти основанием вверх и водрузить на себя всю полноту реальной ответственности.

Но за пределами первого лица политика в России оказалась полностью деперсонифицирована. В ней осталось возможным исключительно непубличное противостояние анонимных групп и интересов. В ней иллюзорными предстали все публичные политические акторы. А в результате жертвой этого грандиозного процесса бюрократической стабилизации стали — в целом — практически все институты: политические, социальные, управленческие, да все, от академии наук до систем образования, здравоохранения и культуры. Причем — и это удивительно и очень страшно — такой степени разрушения институтов и субъектности не знала наша страна в самые кровавые сталинские времена.

Сталинская тирания жестоко — иногда зверски жестоко — но все-таки управляла людьми, добивалась подчинения от людей, манипулировала их волей, энергией, эмоциями. Заставляла работать институты — но во главе этих институтов оказывались харизматичные, волевые личности. Урфин Джюс — не Сталин и не Берия. В деревянном войске не нужно ничего чувствовать, ничего хотеть. Главное — быстро и правильно отчитаться и подготовить телекартинку, рассчитанную, прежде всего, на единственного телезрителя. Как та «Правда», которую, по слухам, печатали в одном экземпляре в 1923 году для обитателя «Горок».

Но результатом урфин-джюсовового государственного строительства стала трагическая ловушка для страны и ее лидера. «Прокладка» из деревянного, имитационного политического класса изолировала первое лицо, остающееся источником политической воли и представителем национальных интересов, от деполитизированного и деинституционализированного народа. Который можно было считать отправленным «на сохранение» в тучные годы стабильности. Но который сегодня поставлен — вместе с президентом — в совершенно другие внешние условия. В условия, когда мобилизация не может быть фасадной, потёмкинской, потому что война.

Система так долго и бездумно боролась с «несистемной оппозицией», подменяя любую неуправляемую фронду безвредными соломенными чучелками, что в конце концов осталась одна — без живых, не соломенных, мотивированных и самодостаточных системных сторонников власти.

И тогда единственной возможной реакцией на все более фатальные угрозы (в отсутствие системных механизмов реальной мобилизации социально-политической энергии народа) становится… пробой изоляции. Появление новой субъектности — несистемной просто потому, что система выведена из строя. Урфин Джюс видит, что на настоящей войне волшебный порошок не работает — манекены остаются деревяшками. И либо — военное поражение. Либо на поле выходит Робин Гуд.

Все последние годы — пятнадцать лет уж точно — Робин Гуды были под запретом. Голые эмоции и радикальная этика. Анархия. Скорее всего — низкий уровень политической грамотности. Непонимание ценности институтов. Ну и вообще — разве мы не нахлебались революций?..

Нахлебались. Собственно, не только мы. И всякий раз, когда революции случались всерьез, случались они, прежде всего, потому, что сначала обесчеловечивалась, а потом рушилась привычная государственная практика. Потому, что власть утрачивала способность быть человеком. Тогда плавное течение истории прекращалось — и дальше вступал в действие закон случайных чисел. Как фишка ляжет. Кто не спрятался — тот и виноват.

Некоторым странам везло больше — как Соединенным Штатам Америки, например, в конце XVIII века. Там заокеанский колониальный Урфин Джюс был слаб и совсем глуп, а местные Робин Гуды подобрались умные, образованные, самостоятельные и позитивные. Некоторым — гораздо меньше, и там начиналась кровавая мясорубка. Но так или иначе, но как учила нас безграмотная телереклама двадцать лет назад, другой альтернативы нет.

И если политическая система утрачивает человеческую составляющую, превращается в схему и шаблон, в муштру деревянных солдат и колоссальную бюрократическую мистификацию, тогда на первый план выходят харизматики, авантюристы, народные мстители, джентльмены удачи, морализаторы и бунтари, кто угодно — но живые, искренние и истинные люди. А дальше как повезет. Если у Системы еще есть ресурсы прочности (человеческие — интеллектуальные, творческие, организационные) — она сумеет провести реанимационные мероприятия и влить в свои жилы новую живую кровь. Тогда «Робин Гуды» станут ее опорой и спасением (как революционные генералы в послеякобинской Франции, как красные командармы в послеежовской России), тогда их энергия пойдет на созидание, а не на деструкцию. Но если «охранительский» инстинкт Урфин Джюсов возобладает, если главным государственным девизом предстанет клич «Как бы чего не вышло!» — тогда можно быть уверенным: ничего не выйдет.

То есть выйдет, конечно. Либо победит Урфин Джюс — и все внутренние точки роста и источники силы будут задавлены, страна останется абсолютно беззащитной и не сможет ничего противопоставить внешней угрозе. Либо победит Робин Гуд — и на месте разрушенной ненавистной и бездарной бюрократии развернется Гуляй-поле. С тем же конечным результатом.

Фото: Григорий Сысоев/ ТАСС

Последние новости
Цитаты
Михаил Федотов

Советник президента РФ по правам человека

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Айнур Курманов

Лидер Социалистического движения Казахстана

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня