
В вопросах лечения туберкулеза Россия находится на одном уровне с Африкой. При этом если в странах африканского континента высокая заболеваемость и смертность вызвана, в первую очередь, их бедностью, то Россия, имея на руках все необходимые средства для борьбы со страшной болезнью, намеренно тратит деньги на некачественные препараты из-за рубежа. Кто в этом виноват?
По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2013 году 9 млн человек на планете заболело туберкулезом. Из этой общемировой статистики 100 тыс. заболеваний и более 10 тыс. летальных исходов пришлось на Россию. По этому показателю мы катастрофически близки к Уганде и безнадежно далеки от США, где смертность составляет всего 1 человек на миллион.
Почему это происходит? Дело в том, что количество смертей из-за туберкулеза — далеко не единственный показатель, по которому Россия соседствует со странами Африки. Коррупционная составляющая, помноженная на жадность чиновников, привела к тому, что рынок противотуберкулезных препаратов буквально оккупировали производители с сомнительной репутацией.
Из 65% иностранных противотуберкулезных препаратов, которые закупило государство в 2013 году, 45% пришлось на зарубежных производителей. Как сообщило Полит.ру, около трети отечественного рынка противотуберкулезных препаратов занимают индийские компании, которые действуют через посредников, зарегистрированных на случайных адресах. В 2013 году 22% противотуберкулезных препаратов на нужды государства поставили малоизвестные структуры «ЭДВАНСД ТРЕЙДИНГ», «ВирендИнтернейшнл» и «КОРАЛ-МЕД». Это притом, что в России действует более 50 собственных предприятий, которые выпускают необходимые средства для борьбы со страшной болезнью.
Дыры в российском законодательстве делают ситуацию удобной для обеих сторон — и для иностранных производителей лекарств, и для российских чиновников. Зарубежным предприятиям при регистрации продукции в России достаточно всего один раз пройти проверку на соответствие производства требованиям безопасности. Отсутствие дальнейшего надзора позволяет зарубежным фармацевтам производить лекарства с использованием дешевого и некачественного сырья руками неквалифицированных работников. Ну а российские чиновники, в свою очередь, получают возможность закупать полученный продукт гораздо дешевле иностранных аналогов и, видимо, имеют свою маржу в виде отката от индийских сообщников.
В итоге треть российского рынка противотуберкулезных препаратов отошла сомнительным производителям, действующим посредством расквартированных дистрибьюторов. А продажные госслужащие лишь открывают им новые возможности для дальнейшей экспансии. Например, когда в 2011 году правительство выделило отдельную статью федерального бюджета под борьбу с туберкулезом, основное финансирование пошло в регионы, где влияние недобросовестных дистрибьюторов в разы выше, чем в центре.
Таким образом, приходится признать, что именно жадность российских чиновников наносит вред не только экономике страны, но и напрямую здоровью граждан. Ведь использование некачественных препаратов несет риск возникновения у пациентов устойчивой формы туберкулеза, а ее лечение обходится более чем в 100 раз дороже, чем борьба с болезнью на начальной стадии.