Семь лет назад, в ночь с 1 на 2 июля 2002 года, пассажирский самолёт Ту-154 «Башкирских авиалиний» с детьми на борту столкнулся в воздухе с американским Боингом-757.
В авиакатастрофе погибли два пилота Боинга компании DHL, выполнявшие грузовой рейс из Бергамо в Брюссель, и 69 человек, находившиеся на борту российского самолета. Авария случилась на территории Германии, с тех пор ее называют «катастрофой над Боденским озером».
Памятник погибшим, установленный позднее в пригороде Юберлингена, назвали «Разорванная жемчужная нить».
Корреспонденту «Свободной прессы» удалось разыскать в Уфе женщину, которая со своей дочерью должна была лететь тем трагическим рейсом, но в последний момент ей сообщили, что путевки закончились. Зовут ее Лилия Сабитова, по профессии она журналист.
«СП»: — Лилия, расскажите, как случилось, что вы не попали на тот злополучный рейс?
— За месяц-полтора до авиакатастрофы я подготовила спецвыпуск газеты по заказу той самой турфирмы, которая отправляла уфимских детей в Барселону. Спецвыпуск был посвящен летнему отдыху. Была в подборке материалов и статья о детском лагере в Испании, в который потом отправились дети Башкирии. В качестве гонорара директор турфирмы пообещал мне и моей шестилетней дочери путевку в тот самый лагерь.
«СП»: — И, к счастью, не выполнил своего обещания…
— Мы уже были полностью готовы к поездке, даже чемоданы собрали. Но неожиданно за несколько дней до вылета директор вдруг заявил мне: извини, путевок больше нет, самолет переполнен. «Как это? — остолбенела я. — Мы же договорились!..» «Думаешь, все так легко?! — вскипел директор. — Мне каждую минуту звонят „сверху“ — и каждый хочет, чтобы в этом самолете летел именно его ребенок!»
«СП»: — Вы сильно на него обиделись?
— Да, разобиделась я тогда не на шутку. Ушла, хлопнув дверью. Но обида моя прошла в день катастрофы, уступив место шоку: я ведь могла лететь в том самолете! С ребенком!.. Бедные, бедные родители, потерявшие детей…
«СП»: — Что-то резко поменялось в вашей жизни с тех пор?
— Что жизнь изменилась кардинально — сказать не могу.
«СП»: — Для чего-то же вас Господь оставил на земле?
— Видимо, об этом мне еще предстоит узнать…
«СП»: — Вы были знакомы с кем-то из людей, летевших тем рейсом?
— Я склоняю голову перед мамой Кати Поспеловой — Катя была ангелом, которого любили все. Мы познакомились в Адлере — тогда она была вожатой, обожаемой детьми и их родителями, позднее — начальником детского лагеря. Мое интервью с Катей стало для нее последним.
Знала я и бортпроводницу Гульнару Билялову, она закончила наш универовский филфак немногим раньше меня. Гуля была редкой, просто восхитительной красавицей. Только всегда чуть грустной — еще в раннем детстве она осталась без матери. «Небо стало тебе в бесконечность дорогой», — высечено на памятнике с ее фотографией.
«СП»: — Сегодня вы, наверняка, отправитесь с цветами к мемориалу погибших в авиакатастрофе?
— Мемориал погибшим создан на южном кладбище Уфы. Каждый год в день трагедии мы приезжаем сюда с дочерью. Знаю — нет человека, который бы не плакал, находясь здесь. У входа в мемориал установлена стела — по спирали в небо устремляются золотистые самолетики. Самолетики-души — тех, кто улетел от нас навсегда. На одном из памятников мемориала выбиты слова:
Приход наш и уход загадочны, их цели
Все мудрецы земли осмыслить не сумели,
Где круга этого начало, где конец,
Откуда мы пришли, куда уйдем отселе…
Как это было
На борту российского лайнера, летевшего из Москвы в Барселону, находилось 12 членов экипажа, 52 ребёнка (50 из них были уфимцами, еще двое — из других городов Башкирии) и пятеро взрослых пассажиров. Комитет по делам ЮНЕСКО Башкирии организовал поездку в Испанию для лучших, особо одаренных детей, победителей различных олимпиад - как награду за успешную учебу. Также в Ту-154 летели дети руководителей администрации президента республики, кабинета министров, руководителей ряда крупных учебных заведений и организаций.
Поскольку рейс считался элитным, экипаж самолета был скомплектован из самых лучших пилотов, и перед вылетом машина (Ту-154 1995 года выпуска) прошла специальный техосмотр. Оба самолета, потерпевшие катастрофу, были оснащены аппаратурой предупреждения столкновений в воздухе.
В ночь с 1 на 2 июля очевидцы увидели над небом города Юберлинген огромные огненные шары. Поначалу местные жители решили, что стали свидетелями вторжения НЛО. Спустя мгновения стало ясно — произошло нечто ужасное…
То, что осталось от столкновения двух самолетов, рухнуло всего в нескольких метрах от жилых домов.
В ту ночь Петер Нильсен, диспетчер швейцарской компании «Скайгайд», контролировавший управление воздушным движением в этом районе из Цюриха, остался на дежурстве один — напарник отлучился поужинать. Поскольку Нильсену пришлось следить за двумя терминалами одновременно, он заметил предупреждение об опасном сближении двух авиалайнеров слишком поздно.
Диспетчер дал российскому экипажу команду — снижаться. Однако после начала снижения на борту Ту-154 сработала автоматическая система предупреждения опасных сближений, дав экипажу команду набрать высоту. На «Боинге» та же система скомандовала: идти на снижение! Роковым обстоятельством явилось то, что у диспетчера в ту ночь система слежения за безопасностью полетов оказалась отключена — для проведения очередного техобслуживания.
Также не работали ни основной, ни вспомогательный телефоны, поэтому в соседнем аэропорту коллеги, видевшие опасное сближение самолётов, не смогли предупредить об этом Нильсена. Следя одновременно за двумя разными маршрутами, диспетчер повторил свою инструкцию для Ту-154…
Пилоты двух авиалайнеров заметили друг друга слишком поздно, не успев уклониться от удара. Столкновение произошло на высоте 11 тысяч метров над уровнем моря. Погибли все.
Список пассажиров, летевших на Ту-154:
1. Асылгужин Ильдар Иршатович — 1988 г. р.
2. Асылова Лена Тахировна — 1992
3. Ахметов Арсен Фатыхович — 1987
4. Басырова Елена Ириковна — 1977
5. Биглов Булат Ирикович — 1987
6. Валеев Венер Юнерович — 1987
7. Войтко Александра Дмитриевна — 1989
8. Газизова Альбина Маратовна — 1987
9. Гимаева Лейсян Ильдаровна — 1987
10. Григорьева Жанна Александровна — 1987
11. Динисламов Денис Рафаэлович — 1988
12. Дегтярев Кирилл Александрович — 1987
13. Ефремов Игорь Анатольевич — 1987
14. Жиянбаева Гульназ Рафиловна — 1990
15. Калоева Диана Витальевна — 1998
16. Калоев Константин Витальевич — 1991
17. Калоева Светлана Пушкиновна — 1958
18. Козлова Дарья Александровна — 1986
19. Костенко Оксана — менеджер турфирмы
20. Литвинов Станислав Сергеевич — 1992
21. Мамбетова Лейсян Исламетдиновна — 1987
22. Масагутов Арсен Радикович — 1986
23. Мельничук Михаил Васильевич — 1986
24. Минченкова Мария Григорьевна — 1987
25. Муртазин Айрат Маратович — 1968
26. Муртазин Ильдар Айратович — 1994
27. Мусагитова Элина Ильдаровна — 1990
28. Нелюбина Елена Евгеньевна — 1987
29. Низаметдинова Гульназ Рамзилевна — 1988
30. Новикова Валерия Александровна — 1987
31. Поспелова Екатерина Владимировна — 1973
32. Пушкарева Евгения Александровна — 1990
33. Савчук Вероника Владимировна — 1987
34. Савчук Владислав Владимирович — 1989
35. Савчук Ирина Анатольевна — 1964
36. Соловьев Сергей Владимирович — 1990
37. Субханкулов Марат Мавлетович — 1986
38. Султанбекова Лиана Маратовна — 1988
39. Султанов Марсель Муратович — 1989
40. Суфиянова Юлия Римовна — 1988
41. Тукаева С. -
42. Уразлин Руслан Олегович — 1987
43. Уразлина Карина Олеговна — 1986
44. Федотова Зоя Сергеевна — 1988
45. Федотова Софья Радиковна — 1987
46. Хамматов Артур Зульфатович — 1991
47. Ханнанова Алина Римовна — 1990
48. Хасанова Г. -
49. Хисматуллина Линара Батыровна — 1987
50. Шагимухаметов Динар Раянович — 1987
51. Шислуйская А. -
52. Шислуйская В. -
53. Шислуйская Л. -
54. Шислуйская Ю. -
55. Шмельков Максим Владимирович — 1987
56. Юлдашбаева Ирина Юлаевна — 1988
57. Юсупов Руслан — 1982
Экипаж Ту-154
Командир экипажа:
1. Гросс А. М.,
Вторые пилоты:
2. Григорьев О.П.,
3. Иткулов М.А.,
Штурман:
4. Харлов С.Г.,
Флайт-менеджер:
5. Гусев А.М.
Бортинжинер:
6. Валеев О.И.,
Техники:
7. Рахматуллин Ш. М.,
8. Пензин Ю.Л.,
Бортпроводники:
9. Багина О.А.,
10. Билялова Г. А.,
11. Кулешова Т.Н.,
12. Якшидавлетов А.Я., 6.07.71 г. р.
Месть
Спустя полтора года глава семьи, погибшей над Боденским озером, Виталий Калоев жестоко отомстил диспетчеру Петеру Нильсену. У Виталия в злосчастном Ту-154 летели жена Светлана с двумя детьми: 10 летним сыном Костей и 4 летней дочкой Дианой. Сразу после трагедии Виталий пытался получить ответ: понесет ли кто-то ответственность за чудовищную катастрофу. Когда понял, что — нет, решил свершить правосудие сам. 25 февраля 2004 года все мировые информагенства сообщили: «неизвестный мужчина в чёрном пальто и чёрных брюках зарезал датчанина Петера Нильсена, авиадиспетчера швейцарской компании „Скайгайд“. Убийство произошло в собственной квартире Петера, неподалёку от Цюриха в присутствии его жены и троих детей…»
26 октября 2005 года Виталий Калоев был признан виновным и приговорён к восьми годам заключения. Спустя два года швейцарский суд освободил его за примерное поведение, и в ноябре Виталий вернулся в Россию. В январе 2008-го председатель правительства Северной Осетии Николай Хлынцов назначил Виталия Калоева заместителем министра строительства и архитектуры республики. Но уже в августе оставшийся без семьи мужчина в составе добровольческой дружины отправился воевать в Южную Осетию.
Уфа
Фото автора