Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
8 февраля 2015 16:25

Пора заняться собиранием истории Отечества

Андрей Рудалёв о дискуссиях вокруг советской победы во Второй мировой войне

5451

Вся скандальная линия переформатирования памяти о Второй мировой войне, которая с азартом сейчас обсуждается в СМИ, есть сигнал о необходимости серьезного разговора об истории, в том числе истории советского периода. Надо понять, что и мы сами даем пищу для кардинальной смены акцентов, подтасовок. Вопрос здесь не в тотальной идеализации, а в избавлении от логики сиюминутного идеологизированного лубка, которым мы привыкли мерить отечественную историю.

Что такое СССР? Страх и смерти невинных, доносы, уголовщина, ГУЛАГ, торжество хама. Массовые репрессии, раскулачивание и насильственная коллективизация. Потом преследование инакомыслия, диктат идеологии, все ходят строем, одеваются и думают одинаково, наиболее прогрессивные уезжают на Запад. Да, вот, собственно, посмотрите на карикатуры о Северной Корее и все поймете. Все началось с большевистской авантюры, Гражданской войны и Красного террора, уничтожившего цвет нации или изгнавший этот цвет из страны. Обо всем этом нам то и дело напоминают на центральных телеканалах, особенно стараются в годовщину Октября.

В этой логике вся история СССР — это продолжение октябрьской авантюры 17-го года, полная несуразность, атавизм, античеловеческий, людоедский строй. Колосс на глиняных ногах, который совершенно закономерно почил в Бозе под натиском просвещенной демократии.

Надо понять, что вся эта логика не более чем псевдоисторический лубок, пародия, призванная оправдать и объяснить разрушение государства. Отношение к СССР, к советскому стало основным инструментом новейшей российской идеологии. Необходимо было вызвать отторжение к прежней реальности, чтобы принять любую другую. Страна свыкалась со всем: с распадом, с чередой преступлений, с бесконечными унижениями. Главное, как нам говорили, чтобы не было повторения Гражданской войны, и не вернулся тоталитаризм с его усатым олицетворением. Необходимо было доказать: Россия не СССР. Для этого Союз делали монстром, а в этом «благом» деле все средства были хороши (разве Леонид Кучма, написавший бессмертный труд «Украина не Россия», не проповедник этой логики?).

Стране внушили, что десятилетия СССР — это черная полоса истории России, одна большая трагедия и черная дыра, пустота. Коммунизм — это болезненная, несбыточная и вредная фантазия. Любые благостные рассуждения по поводу того времени — не более чем попытка забыть все плохое, ностальгия по временам молодости, следствие забывчивости. Ну и, конечно же, это кандалы, мешающие широкой поступи страны на пути к ее новому светлому будущему. Соответственно, в своей ностальгии ты становишься соучастником преступления и презренным сталинистом.

Но вот беда: память о Великой войне совершенно не выкладывается в эту матрицу. Как преступный режим, преступная страна могла совершить жертвенный подвиг спасения мира?!

Нам объясняли, что, по сути, коммунизм равносилен фашизму. Что, с одной стороны, это была битва двух монстров, двух зол. Сотрясают пактом Молотова-Риббентропа: смотрите, СССР был подельником гитлеровской Германии в разделе Европы, в совершении преступления! И если преступник позже совершает какие-то хорошие дела, то это вовсе не оправдывает его предыдущих преступлений…

С другой стороны, утверждали, что победил вовсе не режим, не страна, а народ. Не благодаря, а вопреки. Почему Сталин не внял донесениям разведки и не ударил первым? Виновен. Приказ «ни шагу назад», заградотряды. Виновен. В финальной части трилогии Никиты Михалкова в атаку на пулеметы красноармейцы идут с деревянными дрынами. Виновен!

Это такое чудо: народ, зажатый между Сталиным и Гитлером, совершил вселенский подвиг. Деваться ему было некуда. Он был бы и рад сохранить жизнь в блокадном Ленинграде, но преступный режим не сдал город и устлал победу трупами.

Мы сами не заметили, что в угоду победившей в начале 90-х идеологии, оправдывающей распад страны и постепенно лишающей нас исторического суверенитета, произошло большое количество подмен и переписываний истории, в том числе Великой Отечественной войны.

Мы смеялись над советским человеком, называя его презрительным словом «совок». Теперь смеются над нами, обзывая «ватой» и «колорадами». Вообще, все последнее время мы слишком много смеялись. Через смех и не заметили, что место того самого «совка» занял прагматичный человек эпохи потребления. И для этого человека нет ничего катастрофического в том самом опросе о необходимости сдачи Ленинграда. Какой здесь может быть спор? Для просвещенного гуманиста и цивилизованного человека высшей ценностью является жизнь, и надо сделать все, чтобы сохранить ее. Это «совок» еще сидит в нас и сопротивляется элементарным вещам, понятным всему просвещенному человечеству. Вот Франция — пример гуманизма. Какая беда, что страну захватил Гитлер?..

В последние десятилетия мы сами раздифференцировали свою историю в угоду сиюминутной политической конъюнктуре. Пора заниматься ее собиранием. Мы сами лихо над ней глумились, а теперь возмущаемся, что кто-то иной подверстывает ее под свою конъюнктуру.

В том числе и мы сами подошли к Украинской армии — освободительнице Освенцима, к Красной армии, напавшей на Украину и Германию. Это ведь вся та логика очернения советского периода истории страны, которую мы вдыхали и которой зомбировались все последние десятилетия.

Надо понимать, что история всего этого не прощает. Она ударит больно и под дых. Однозначное восприятие советского как глобальной авантюры и кровавого преступления ведет к тому, что в эту самую пустоту мы превращаем и нашу современность. Нам говорят: советский солдат победил в той войне, но раз такого государства больше нет, то и вся преемственность — условна, на нее могут претендовать многие. И в этой множественности претензий высказывание «Украина — освободительница Освенцима» имеет свой смысл. Ну и Россия, которая будет праздновать 70-летие Победы, имеет лишь условное к ней отношение, как Древняя Греция к современной… Разве вся эта логика не является следствием, в том числе, и нашего глумления над советским, которое процветало, да и до сих пор процветает в стране? А раз так, раз глумимся, если видим только черную полосу, то какое отношение мы имеем к той Победе? Или будем утверждать, что победил в войне многонациональный народ, а государство к этому имело лишь формальное отношение?..

Вопросов здесь может появиться масса, и все они будут предельно логичными. Но вот только сама Победа с ее точки зрения — совершенно алогична. Какая логика была в стойкости Ленинграда, в жертвах под Москвой, в Сталинграде, зачем надо было идти до Берлина? Да и то, что «преступный» СССР во главе с кровавым тираном победил — какая в этом логика?.. Есть же прогрессивные государства «второго фронта», бомбившие Дрезден, сбрасывавшие бомбы на Японию, вот пусть они, согласно Голливуду, и будут нести тяжкую ношу стран-победительниц. Про советское же давайте побыстрей забудем и начнем жить с чистого листа…

Чтобы не потерять память о Великой войне, мы должны заняться собиранием своей истории. Следует избавиться от ущербных исторических качелей. История — путь, в нем есть провидческое. Мы же норовим рыть ямы на этом пути, в них и скатываемся. Мы до сих пор плохо представляем свое будущее, поэтому и нет целостного понимания своего прошлого. Не бережем его, разбазариваем. Забываем, что в отечественной истории всегда была своя логика, свой смысл, заключающийся в противостоянии распаду, пустоте.

Снимок в открытие статьи: Курская битва. Наступление советских войск на «Огненной дуге», 1943 год /Фото: ТАСС

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня