Прошло уже больше года с начала кровавой вакханалии на Украине. Все больше и больше людей задаются вопросом, может ли такое быть у нас? Возможен ли экспорт украинского майдана, точнее, реэкспорт, потому что очевидно, что на Украине это штука привозная, заморская. Мне кажется, у нас такой сценарий не реален, по крайней мере, сейчас. А вот в соседней Белоруссии, увы, этот вариант исключать нельзя. И причина этого кроется не в социально-экономическом положении соседней страны, и даже не в жестком правлении уважаемого, я совершенно искренне говорю, Александра Григорьевича Лукашенко. Причина в самом государстве Белоруссия, в ее геополитическом положении, в ее истории, точнее, в аморфности национальных исторических корней. И именно по этим причинам будут бить те силы, которые хотят дестабилизировать ситуацию в Белоруссии.
Итак, перед Минском сейчас стоит вопрос: какой вектор развития выбрать? Основная проблема страны — это самоидентификация. Начнем с того, что никакого Белорусского государства до 1992 года не было. И эта аксиома предполагает сразу вопрос, а что было на территории от Смоленска до Бреста раньше? Ответить оказывается очень сложно.
Дело в том, что в разные времена эти славянские земли принадлежали разным государственным образованиям. Сначала разным феодальным княжествам, Киеву, Вильно, Полоцку, Новгороду, Пскову и другим. Все князья принадлежали, как правило, к одной большой семье Рюриковичей или Гедеминовичей. И соответственно, все были одной, православной веры, с одним древнерусским языком. Они воевали друг с другом, мирились, женились, но это, по сути, был один народ. Знаменитый пушкинский «спор славян между собою… «.
Позже образовывались другие, более крупные государства. Великое княжество Литовское, русское и жемайтское, такое полное название этого государства, которое, по сути, было русским и православным. Литовцы, стоявшие во главе, как правило, были или язычниками, или православными. А государственный язык, на котором составлялись законы, договоры, был русский. Но после усиления Польши и унии Великого княжества Литовского с Речью Посполитой сначала в 15-м, а потом в 16-м веке, стал насаждаться католицизм или греко-католическая вера. Проще говоря, Польша поглотила Великое княжество литовское.
И такое государство с разными вариациями просуществовало до конца 18 века. Произошло ополячивание части населения, особенно верхушки. Крестьяне, как правило, оставались православными. Но насаждение католицизма было жестоким и изуверским. Православие уничтожали физически, истребляя население безжалостно, вплоть до сжигания людей, разрушения православных храмов и вскрытия православных могил с выбрасыванием тел за ограду. Как пример, деятельность греко-католического священника, митрополита Полоцкого Иосафата Кунцевича. Изначально православный человек, ставший греко-католическим священником и творивший ужасы и изуверства над бывшими единоверцами. Впоследствии был убит восставшими против него мирянами, канонизирован католической церковью и похоронен в соборе Св. Петра в Риме.
В Смутное время начала 16 века поляки захватили большую часть тогдашней России, сидели в Кремле, короновали своего королевича Владислава на русский престол. Еще немного и именно католическая Польша могла стать огромной империей от Вислы до Тихого океана, объединившей все славянские народы под эгидой католической церкви. Но история пошла другим путем, поляков выкинули из Кремля, они остались ни с чем, и лидером славянства стала Москва. Именно от этого, по моему мнению, и произошла та русофобская «генетическая память» поляков.
При Екатерине белорусские (русские, православные) земли отошли к России. А изначально польские — остались в виде автономии, но тоже были включены в Российскую империю. Весь 19 век поляки бунтовали, устраивали покушения на русских царей, были практически основателями всех террористических организаций Европы. В армии Наполеона в войне против России в 1812 году одной из движущих сил были именно поляки, на них приходилось до трети армии. В двадцатом веке, получив от Ленина независимость, поляки начали опять стремиться к границам Речи Посполитой с русскими землями внутри. Дальше советско-польская война, в результате которой поляки получили часть земель в Западной Белоруссии, которые вернул России Сталин перед Великой Отечественной войной.
Это, безусловно, очень упрощенный пересказ исторических событий, но это необходимо, чтобы было понятно, какие основные направления мировоззренческого движения наблюдаются сейчас в Белоруссии. А их, наверное, четыре.
Первое. Территория Белоруссии — это часть Русского мира, с древнейшими русскими традициями, православными святынями, с тем же самым русским народом, просто с немного другими этническими и филологическими традициями.
Второе. Белоруссия — это историческая Польша, с польскими традициями, культурой, образом жизни. Понимаете, как мы строим Русский мир, так и Польша строит Польский мир! Причем там же, где и мы.
Третье. Белорусы — обособленная нация, отдельная и от России, и от Польши, со своими традициями, не Запад, не Восток. «Самые правильные славяне», вариант «древнеукров» у других соседей. А здесь либо потомки древних дреговичей, либо «осколок Киевской Руси», спасшейся в лесах от татарского нашествия в 13-м веке.
И наконец, вариант микро-СССР. То есть, наследники Белорусской Советской Социалистической республики, с дружбой народов и всеобщим интернационализмом.
Самое любопытное, что все эти четыре фактора существуют сейчас в реальной жизни республики! То есть это не академические или кухонно-интеллигентские размышления. Это все реальная жизнь. Где есть памятник Патриарху Московскому и всея Руси Алексию Второму в Полоцке и, одновременно, яростное желание интеллигенции иметь на этом месте монумент тому самому Кунцевичу. Это искренняя память о жертвах Великой Отечественной войны и рассказы в путеводителях об «изверге» А.В. Суворове, который, по словам составителей, практически ел живьем белорусских младенцев, когда шел усмирять очередной польский бунт. Это воспевание польских королей, вельмож, Сапег, Радзвиллов и прочих, которые владели белорусскими землями и неустанно грабили и просто уничтожали своих белорусских крепостных тысячами, и рассказы в исторических книгах о якобы зверствах войск русского царя Алексея Михайловича во время очередной русско-польской войны. Памятники пионерам-героям и улицы национального героя Кастуся Калиновского, который боролся в 19-м веке за свободу, нет, не Беларуси, такого понятия не было, за свободу Польши от России. Плюс сочетание «истинных, самых правильных славян» и отнявших у них независимость русских «недославян». Такое завихрение тоже есть.
Можно представить, какая каша в голове у молодежи, которой вываливается на головы столь разнонаправленные векторы национального самосознания! А наиболее влиятельной уже давно становится идея именно Польского мира, которая весьма успешно продвигается в Белоруссии. Особенно в среде творческой интеллигенции.
Это бесконечные семинары, пленэры, лагеря отдыха и творчества, сборы, экскурсии, которые организовываются польской стороной для писателей, художников, артистов Белоруссии. Как правило, бесплатно. Интересный штрих. Я дважды слышал от совершенно разных людей в Минске, как к ним менялось бытовое отношение в Польше с минуса на плюс, когда узнавали, что они не русские, а белорусы. Причем мне это рассказывали в виде шутки, но с оттенком гордости.
В самой Белоруссии — это бесчисленные польские выставки, театральные гастроли, польские центры. Идея Польского мира продвигается по всем направлениям. Я уже говорил, что поляки становятся национальными героями Белоруссии. В общественном сознании формируется идея, что это «свои». Вот что еще. В интернете рядом с фамилией и именем у молодежи появляется еще одно слово — Европа. То есть, такая-то, Мозырь, Европа. Или такой-то — Гомель, Европа. Такую же чепуху я наблюдал массово года четыре назад в соцсетях Украины. Все знают, чем эта евроориентированность кончилась.
А теперь, вспомните, что одними из главных двигателей киевского майдана были те же поляки. Кто не вылезал с трибун на баррикадах? Польское официальное руководство. Так что идея Польского мира, в отличие от идеи Русского мира, все больше и больше владеет умами образованных белорусов.
А что мы? Да ничего, по сути. Все держится только на личных контактах. Почему нет толковых, главное работающих Российских культурных центров? Почему мы не занимаемся с творческой интеллигенцией? Почему нет активно работающих молодежных программ? Познавательного русского туризма? Сейчас белорусы ездят в Польшу запросто. По облегченным визовым программам.
Почему нет образовательных программ, продвигающих идеи Русского мира? Может, они и есть, по линии Союзного государства Россия-Беларусь, но все как-то куцо, наплевательски, из серии «и так хорошо». Кстати, весьма непонятное и аморфное образование. Что оно несет? Что дает? Что такое Союзное государство? Наверняка оно нужно, только цели и методы работы — это верх бюрократии. А поляки спокойно собирают свой мир. Действуя без многочисленных бюрократических надстроек. И при необходимости раскачать ситуацию в Белоруссии в своих целях не сложно. Конечно, Александр Григорьевич Лукашенко — это жесткий политик, там не побалуешь, но внести нестабильность в Белоруссию можно запросто.
Тем более что на днях прозвучал в СМИ небольшой факт, на который мало кто обратил внимание. Польша отняла у Чехии кусочек территории. Небольшой, но это не главное. Важно, что в тридцатые годы тоже все начиналось с раздербанивания Чехословакии.
Продвижение Польского мира — это только одна из возможных причин дестабилизации в Белоруссии. Я еще не упомянул о германском влиянии. Там тоже не все просто. Германия тоже во все времена стремилась в белорусские земли. И в Первую мировую, и в Великую Отечественную. И это только часть геополитических проблем, с которыми может столкнуться моя любимая Белоруссия. А ведь есть еще и масса социальных проблем. А Русский мир застрял на перегоне Смоленск-Орша.
Фото: Rene Fluger/CTK/Global Look Press